Россия
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
В методике преподавания РКИ всё отчётливее наблюдается смещение акцента с теоретического изучения грамматических, фонетических и лексических аспектов языка в сторону активной языковой практики и формированию коммуникативной компетенции. В основе чего лежит работа с текстом, где важное место занимает чтение. Работа с текстом необходима для изучения иностранного языка, так как владеть языком значит уметь читать и понимать тексты изучаемого языка. В обучении иностранных учащихся чтению текстов существует ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание преподавателю. Важными критериями отбора текста для изучения русского языка как иностранного являются объем произведений, трудности в восприятии культурных кодов и реалий, сложные лексические и синтаксические конструкции, читательский интерес и мотивация. Эти особенности проявляются в целях использования текста на занятиях в иноязычной аудитории, отборе текстов и в методике работы учащимися над текстом. Основная задача преподавателя - научить учащегося извлекать нужную информацию, обращать внимание на лексику, обучить внимательному чтению, выявлению смысла. На наш взгляд, использование текстов в учебном процессе имеет языковые и неязыковые цели. В данной статье описывается методика работы с текстом, методы отбора, пример предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы.
русский как иностранный, коммуникативные компетенции, чтение, приемы работы с текстом
1. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). Москва: Русский язык,1984.
2. Капитонова Т.И., Москвин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 245 с.
3. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 78 с.
4. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? СПб.: «Златоуст», 2001.
5. Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.Н. Щукина. Москва: Русский язык, 1990.
6. Мощинская Н.В. Обучение чтению как виду общения. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987. – 124 с.
7. Посталовский, И.З. Обучение чтению от начального до динамического (методика, тесты, тренировка памяти). Ч. II. – Одесса: Весть, 1994. – 109 с.
8. Предтеченская, Е.А. Читаем? Читаем. Читаем! Готовимся к тесту. – М.: Русский язык. Курсы, 2011. – 209 с. 53. Русский язык как ино
9. Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 224 с.
10. странный. Методика обучения русскому языку / Под ред. И.П. Лысаковой. М.: Владос, 2004. – 157 с.
11. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном : учебно-методическое пособие. – М.: Русский язык. Курсы, 2015. – 784 с.
12. Яцеленко, В.А. Калейдоскоп: книга для чтения на русском языке для иностранцев. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 200 с.