АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается разработанный авторский курс дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» для обучения студентов гуманитарного направления в ВУЗе. «Имиджелогия в практической деятельности педагога» теме «Создание профессионального имиджа». Авторский курс направлен на формирование профессионального имиджа педагога, развития чувства внутренней уверенности в себе, своем внешнем виде, созданию благоприятной атмосферы в коллективе, формированию положительного отношения к себе со стороны учеников, родителей (законных представителей), учащихся и педагогической общественности. Он базируется на основе: теории имиджа, теории мотивации, теории лидерства, теории «Я-концепции», компетентностного подхода в обучении, а также идей основоположников образовательных школ в России о личности и важности профессионального развития педагога. Представлены результаты внедрения авторского курса в учебный процесс ВУЗа. В исследовании приняли участие 73 студента ФГБОУ ВО «МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)», второго, третьего и четвертого курса, направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Для анализа уровня знаний испытуемых, нами было разработано тестирование, включающее в себя 23 вопроса по теме «Создание профессионального имиджа». В тестировании принимали участие экспериментальная группа и контрольные группы. Для оценки уровня сформированности профессионального имиджа педагога был выбран Хи-квадрат Пирсона для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака.

Ключевые слова:
профессиональный имидж, преподаватель, коммуникативные составляющие, мотивационные составляющие, когнитивные составляющие
Текст

Актуальность. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Датой профессионального праздника выбрано 19 ноября - день рождения основателя Московского государственного университета и крупного российского ученого Михаила Ломоносова. Минобрнауки отмечает, что это поможет повысить престиж профессии преподавателя высшей школы. Как отметил Фальков, задачей преподавателя во все времена было «вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей», «заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы» [1].

Для осуществления поставленных задач преподавателю недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями, необходимо быть личностью, субъектом деятельности, то есть иметь собственную точку зрения, обладать опытом саморегуляции, саморазвития и самореализации [2]. Иными словами, это преподаватель с личностно сформированным профессиональным имиджем.

Имидж, рассматривается как фундаментальная составляющая профессионального развития преподавателя.

Особенно актуальна тема формирования профессионального имиджа преподавателя, для студентов психолого-педагогического направления подготовки.

Проблема заключается в повышении количества и уровня сложности требований к педагогам и недостаточной теоретической и практической информационной базы как для работающих, так и будущих педагогов.

Методика исследования. С целью анализа особенностей формирования профессионального имиджа преподавателя, на основании теории имиджа, теории мотивации, теории лидерства, теории «Я-концепции» и компетентностного подхода в обучении, нами была разработана «Модель формирования профессионального имиджа преподавателя» (Рис. 1).

 Рисунок 1. Модель формирования профессионального имиджа преподавателя

Мы предлагаем выделить коммуникативные, мотивационные и когнитивные составляющие профессионального имиджа преподавателя. К коммуникативным мы относим:

  • Речевые данные (грамотность изложения собственных мыслей, культуру устной и письменной речи);
  • Организационные данные (работа с аудиторией, распределение подачи информации в четко отведенном временном периоде);
  • Ораторские данные (способность заинтересовать новой темой);
  • Лидерские данные (способность влиять на отношение внутри группы, для усовершенствования деятельности)
  • Профессиональная компетентность (сформированное качество и опыт по отношению к деятельности в педагогической сфере, основанный на принципах толерантности)

К мотивационным составляющим относим:

•         Психологические данные (самоконтроль, терпение, требовательность);

•         Эмоциональные данные (поощрение и мотивирование учащихся);

•         Саморазвитие (постоянный рост и развитие своего потенциала, регистрация и работа в личном кабинете научных образовательных платформ: Scopus, E-library, Webofscience, 1C, Google Академия).

К когнитивным составляющим относим:

•         Внешние данные (сочетание одежды, обуви, прически, макияжа и маникюра);

•         Кинетические данные (походка, осанка, жестикуляция, мимика);

•         Средовые данные (обстановка рабочей зоны);

•         Овеществленные данные (плоды труда, личные разработки);

Разработанная модель легла в основу авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа», для обучения студентов гуманитарного направления в ВУЗе. С целью анализа эффективности внедрения авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» нами был проведен эксперимент среди студентов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). Студенты были разделены на контрольную группу (КГ-1) и экспериментальную группу (ЭГ-1). КГ-1 студенты второго курса направления подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» ОФО до прохождения авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа». ЭГ-1 - студенты четвертого курса направления подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» ОФО после прохождения авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа». Цель эксперимента – выявить будет ли изучение авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» теме «Создание профессионального имиджа» способствовать формированию профессионального имиджа.

Результаты эксперимента. В рамках исследования, нами был проанализирован опыт включения в образовательный процесс ВУЗа МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) практик профессионального развития студентов психолого-педагогического направления. В результате освоения дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» у студентов формируется компетенция ПКС-3, - способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий, осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей.

Дидактический минимум дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности преподавателя» дополнен новыми имидж формирующими темами «Создание профессионального имиджа» (Табл. 1.).

Таблица 1. Авторский курс дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности преподавателя» по теме «Создание профессионального имиджа»

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

1.

Тема 1. Введение в курс «Имиджелогия в практической деятельности педагога» Понятие, составляющие, объект и предмет, цель.

Принципы работы имиджа и Имиджелогии. Цель имиджа, как важной составляющей воспитанности современной личности и необходимого компонента профессиональной компетентности. Объект и предмет «Имиджелогии».

2.

Тема 2. Самопрезентия. Ораторское искусство, как инструмент создания имиджа

Классическая схема ораторского выступления. Правила публичного выступления. Правила подбора материала для выступления. Правила подготовки презентации.

МОДУЛЬ 2. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И РАБОТА С ВНЕШНИМИ ДАННЫМИ

3.

Тема 3. Я-концепция, как инструмент создания имиджа

Взаимосвязь «Я-концепции» и самооценки. Факторы влияния на самооценку. Работа над положительной «Я-концепцией».

4.

Тема 4. Работа с внешними данными, лицо, прическа, макияж, как инструмент создания имиджа

Формы лиц, и подходящие к ним прически и макияж. Типология причесок. Средства макияжа для лица, глаз, бровей, губ. Правила ухода за кожей в разные сезоны.

МОДУЛЬ 3. ОДЕЖДА И РОЛЬ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ

5.

Тема 5.

Одежда, как инструмент создания имиджа. История стилей одежды

Правила составления гардероба, на основании оценки своих внешних параметров. Стили Chanel, Классический (Английский стиль), Романтический, Спортивный, стиль Сasual, Хипстер, Гранж, Преппи, Unisex, Oversize, New look, Safari, Military, Art deco, Эклектика. Правила использования одежды.

6.

Тема 6.

Колористка, как инструмент создания имиджа. Правила сочетания цветов в одежде

Цветовой круг Иттена. Характеристики цветов. Сочетания цветов в одежде: ахроматическое, ахроматическое с дополнительным цветом, монохроматическое, контрастное, триадическое, аналоговое, тетрадное, аналоговое, акцент аналогия.

 

7.

Тема 7.

Колористка, как инструмент создания имиджа. Значение отдельных цветов

Психологическое значение следующих цветов: белый, черный, серый, красный, розовый, синий, голубой, бирюзовый, оранжевый, желтый, фиолетовый и их сочетания с другими цветами.

 

МОДУЛЬ 4. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

8.

Тема 8.

Правила создания презентаций

Корректировка типичных ошибок с дизайном презентации в формате Power Point (перегрузка слайдов, расфокусировка, творческий беспорядок).

С целью анализа эффективности внедрения авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» нами был проведен эксперимент. Эксперимент показал, что ЭГ-1 после прохождения авторского курса дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа», обладают большим уровнем сформированности профессионального имиджа.

Студенты из ЭГ-1 дают верное описание понятия «имидж», знают классическую схему ораторского выступления и правила публичного выступления, верно, описывают факторы, влияющие на самооценку личности, могут назвать все типы фигуры и формы лиц, а также понимают принципы работы с каждой из них, знают с чего начать при выборе одежды, знают правила использования одежды и понимают составляющие таких стилей как: «Chanel», «Романтический стиль», «Спортивный стиль», стиль «Casual», стиль «Hipster», стиль «Military», стиль «Unisex», стиль «New Look», стиль «Safari», «Классический (Английский)» стиль, стиль «Grunge», стиль «Preppy», стиль «Art Deco» и стиль «Эклектика». Студенты из КГ-1 не имеют целостного представления о понятии «имидж», не могут назвать правила публичного выступления и классическую схему ораторского выступления, не могут назвать все факторы влияющие на самооценку личности, называют неверные типы фигуры и не все формы лиц, имеют общее представления о том, с чего начать при выборе одежды и могут дать верное описание таким стилям как: «Chanel», «Романтический стиль», «Спортивный стиль», стиль «Military», стиль «Unisex», стиль «Safari», «Классический (Английский)» стиль. Такие стили как: стиль «Casual», стиль «Hipster», стиль «New Look», стиль «Grunge», стиль «Preppy», стиль «Art Deco» и стиль «Эклектика» были названы неверно или не названы вовсе. Также студенты из КГ-1 понимают цель и функции одежды, но не могут назвать конкретные правила ее использования (Диагр. 1.).

Диаграмма 1. Входное тестирование КГ-1

Диаграмма 2. Формирующий этап ЭГ-1

 

Обсуждение результатов. В ходе контрольного этапа эксперимента определялся уровень сформированной комплексной эффективности. На завершающем этапе исследования проводилось сравнение результатов, полученных у студентов КГ-1 и ЭГ-1 (Диагр. 2.).

Анализ полученных результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод, что уровень знаний, необходимый для создания профессионального имиджа преподавателя у студентов из ЭГ-1 выше, чем у студентов в КГ-1, поскольку максимальный уровень ЭГ-2 составлял 12 пунктов, а для ЭГ-1 21 (Табл. 2).

Таблица 2. Уровни сформированности профессионального имиджа педагога.

Критерий

Заголовок колонки

 

         Контрольная

              группа

   Экспериментальная

                группа

 

 

в начале, %

в конце, %

 

в начале, %

в конце, %

 

Мотивационный критерий

χ крит. = 5,99,         χ эмп. нач. = 0,05,

χ эмп. кон. = 7,92

низкий уровень

 

55

44

 

56

28

 

средний уровень

 

36

42

 

35

48

 

высокий уровень

 

9

14

 

8

24

 

Когнитивный критерий

χ крит. = 5,99,

χ эмп. нач. = 0,33,

χ эмп. кон. = 7,33

низкий уровень

 

68

50

 

70

30

 

средний уровень

 

29

43

 

26

51

 

высокий уровень

 

3

7

 

3

19

 

Коммуникативный критерий

χ крит. = 5,99,        χ эмп. нач. = 0,3,

χ эмп. кон. = 9,8

низкий уровень

 

53

42

 

54

25

 

средний уровень

 

42

48

 

37

51

 

высокий уровень

 

4

10

 

8

23

 

 

Анализ результатов, приведенных в таблице 2, демонстрирует значительно больший рост показателей по мотивационному, когнитивному и коммуникативному критерию для экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой, что доказывает гипотезу исследования. Студент: - способен оценить грамотность цветового сочетания в одежде, объяснить психологическое значение того или иного цвета; - умеет составлять собственный профессиональный гардероб, подбирать прическу и макияж, на основании оценки своих внешних параметров, а также, создавать проработанный презентационный материал; - владеет азами публичного выступления и работой с собственной «Я-концепцией».

На основании полученных данных, нами были представлены следующие выводы:

  1. Разработанный авторский курс дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» для обучения студентов гуманитарного направления в ВУЗе. «Имиджелогия в практической деятельности педагога» теме «Создание профессионального имиджа», не ограничивался формированием базовой компетенции ПКС-3, он позволил расширить профессиональные возможности каждого обучающегося в процессе его профессионального развития. Студент: - способен оценить грамотность цветового сочетания в одежде, объяснить психологическое значение того или иного цвета; - умеет составлять собственный профессиональный гардероб, подбирать прическу и макияж, на основании оценки своих внешних параметров, а также, создавать проработанный презентационный материал; - владеет азами публичного выступления и работой с собственной «Я-концепцией».
  2. Разработанный авторский курс дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» для обучения студентов гуманитарного направления в Вузе можно внедрить в учебный процесс любого ВУЗа.
  3. Уровень сформированной комплексной эффективности для создания профессионального имиджа педагога у студентов, прошедших обучение по разработанному авторскому дидактическому минимуму учебно-образовательных модулей дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» теме «Создание профессионального имиджа» выше, чем у студентов, не прошедших курс обучения.

Заключение:

Представленная цель исследования - разработать модель формирования профессионального имиджа педагога, была достигнута. работа над профессиональным имиджем педагога влияет на развитие чувства внутренней уверенности в себе, своем внешнем виде, созданию благоприятной атмосферы в коллективе, формированию положительного отношения к себе со стороны учеников, родителей (законных представителей), учащихся и педагогической общественности.

По результатам опроса, проводимый ВЦИОМ, только 23% опрошенных респондентов считают, что учитель – престижная профессия [3]. Запрос на повышение престижности профессии педагог отмечен в документе «О национальных проектах» по [12] направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], что подтверждает актуальность темы исследования. Это доказывает является тема формирования имиджа педагога. Разработанный авторский курс дисциплины «Имиджелогия в практической деятельности педагога» по теме «Создание профессионального имиджа» призвано помочь в возможной реализации запроса на профессиональный рост педагога [5].

На сегодняшний день у педагогов появляется больше возможностей для реализации и самосовершенствования. При этом проблемные зоны в педагогической сфере существуют, и важно отслеживать динамику решения возникающих проблем. Одна из основных проблемных зон – это изменение общественного мнения к профессии педагога. Изменение общественного мнения влияет на особенности взаимоотношения с обучающимися, их родителями, а также педагогической общественностью. Педагог должен чувствовать себя уверенно, чувствовать социальную, финансовую и юридическую защиту. Работа с обучающимися должна приносить удовлетворение и доставлять удовольствие педагогам, для этого нужно искать проблемные зоны и находить пути их решения [5].

Список литературы

1. День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября. // Международная панорама – ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/12832919 (дата обращения: 11.11.2021 г.).

2. Снигирева, М. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя в условиях модернизации российского образования / Исследования молодых ученых/Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» / 2011 – КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-stil-pedagogicheskoy-deyatelnosti-uchitelya-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 11.11.2021 г.).

3. Опрос общественного мнения о профессии педагога [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (дата обращения: 11.11.2021 г.).

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Международная панорама – ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: http: //tass.ru/obschestvo/5182103 (дата обращения: 11.11.2021 г.).

5. Яркова Т.А., Рабаданова Р.С. Альтернативные учебные занятия по химии как способ повышения мотивации студентов к обучению. // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 3. С. 51-57.

Рецензии
1. Анализ особенностей формирования профессионального имиджа преподавателя Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?