Статья посвящена вопросу обеспечения психологической безопасности в учреждениях дополнительного образования. Рассматриваются основные факторы, на взгляд автора, напрямую влияющие на оценку психологической защищенности. Описывается опыт формирования безопасной образовательной среды на примере деятельности Ресурсного центра по работе с одаренными детьми города Калуги.
факторы психологической безопасности образовательной среды, безопасность образовательной среды, факторы безопасности личности, субъекты образования, учреждения дополнительного образования
В современном мире концепция развития образования претерпевает сильные изменения. Все больше внимания уделяется вопросам снижения психологической напряженности личности из-за стабильно меняющейся политической и экономической ситуации в стране, изменений на рынке востребованных профессий и разрушения ранее действующих стереотипов. На подрастающее поколение возлагаются самые разные чаяния и надежды, в то время как «взрослый» мир, в котором подросткам предстоит строить свою дальнейшую жизнь, предъявляет все новые требования к личности будущего специалиста. К психологам все чаще обращаются ученики, высказывающие жалобы на тревожность и сниженный фон настроения, возрастает процент депрессий и деструктивных поведенческих реакций. Именно в период столь острых социальных изменений необходимо уделить особое внимание психологической безопасности.
Безопасность является основой успешного функционирования социальной организации, личности, общества и государства. В одних источниках это понятие трактуется как качество какой-либо системы, обеспечивающее ее способность к самосохранению [4, с. 26], в других – как система гарантий, которые обеспечивают возможность развития при условии защиты от внутренних и внешних угроз. При этом И.А. Баева отмечает, что двумя основными компонентами безопасности человека являются физическая и психологическая безопасность, в то время как все остальные системы как бы «нарастают» на них, как на стержень [2, с. 4].
Как защита от влияния со стороны других людей, психологическая безопасность обеспечивается двумя стратегиями, способствующими развитию здоровой автономии личности и позволяющими человеку управлять своими стереотипными реакциями в нестандартных, неожиданных ситуациях. Кроме того, психологическая безопасность может быть рассмотрена и в профессиональной деятельности человека.
Впервые обобщенное понятие психологической безопасности встречается в работе М.А. Котик (1987), который дает ей следующее определение: «психологическая безопасность – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности». Изучением психологической безопасности в образовательной среде занимались В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, И.А. Баева, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков и др.
В наше время психологическая безопасность образовательной среды в общем смысле представляет собой необходимость формирования здоровьесберегающего пространства, свободного от психологического насилия и формирующего здоровую, всесторонне развитую личность. Наличие безопасной психологической среды предполагает возможность конструктивного, эмоционально приятного взаимодействия ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, наличие доверительных отношений и условий для личностного развития.
Однако, несмотря на наличие общей картины, дающей представление о роли психологической безопасности, как для основного, так и для дополнительного образования, вопрос факторов и способов формирования психологической безопасности остается изученным не до конца.
В ходе анализа научной литературы и на основании имеющегося практического опыта нами было выделено несколько факторов, оказывающих непосредственное влияние на личностное развитие современного школьника:
1. Влияние среды. Исходя из концепции Б. Крауса, можно рассматривать несколько элементов «окружающей среды»: это и эмоциональная персональная среда, и социально-культурная среда, и технико-гигиеническая (социально-демографическая); в числе элементы «окружающей среды» могут рассматриваться среды школьных учреждений и микрорайона. Все они в разной степени оказывают влияние на ребенка, обеспечивая его социализацию и влияя на внутреннее состояние.
2. Личностный фактор – задатки, способности, индивидуально-личностные особенности ребенка, его социальный и жизненный опыт и т.д. Именно они обеспечивают психологическую основу реакций человека в различных, в том числе опасных и стрессовых ситуациях. Известно, что люди с разным типом темперамента или социальным подкреплением тех или иных реакций, будут реализовывать разные модели поведения в одинаковых условиях.
3. Факторы «безопасного поведения». Подобно «антисуицидальным» факторам, включенным в «Опросник суицидального риска», существуют факторы, повышающие вероятность конструктивного, безопасного поведения в стрессовой ситуации. Этими факторами могут являться высокая личностная адаптивность, гибкость по отношению к изменчивым условиям среды; развитая автономность личности и развитый самоконтроль; умение выстраивать межличностные отношения, отстаивать личные границы и осуществлять бесконфликтное общение. Учет обозначенных факторов позволяет предположить направление по формированию психологической безопасности образовательного учреждения и улучшению уже существующего микроклимата.
Важным показателем благоприятности среды в общеобразовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования является отношение обучающихся к ней. Оно может быть как положительным, так отрицательным и нейтральным, и определяется интегральным показателем, отражающим ее референтность и значимость влияния на формирование личности. Учреждение может влиять на формирование личности как через передачу основных правил и норм поведения, принятых в обществе, так и через возможность для обучающегося сравнить себя с окружающими людьми, оценить себя и других.
Помимо этого, важным фактором является удовлетворенность участников обучающего взаимодействия нахождением в образовательной среде. На возможность возникновения дисфункции социальных связей подростка также обращает внимание А.А. Остапенко [5; 6]. При удовлетворении первых двух запросов (исполнение нормативной функции и предоставлении возможности сравнивать себя с другими) образовательная среда учреждений дополнительного образования позволяет ученикам посещать ту или иную секцию, студию лишь в том случае, если обучающийся сам в этом заинтересован. В отличие от школ, посещение которых является обязанностью, тщательно выполняемой детьми и контролируемой родителями, дополнительное образование обладает вариативностью. Ученик сам может оценить благоприятность условий обучения и в случае, если результат анализа его устроил, продолжить посещать занятия по выбранному направлению. По этой причине процент удовлетворенности образовательной средой в общеразвивающих учреждениях значительно выше, чем в школах. То же касается и стиля общения между педагогами и детьми: в дополнительном образовании наиболее развит либеральный стиль общения, а основной формой взаимодействия являются сотрудничество либо компромисс. Педагоги стремятся стать мудрыми наставниками, а в чем-то даже друзьями своим подопечным, развивать их склонности и таланты, не находясь в тех жестких рамках, которые предъявляет обязательная школьная программа. Отсутствие авторитарно-директивного стиля управления в коллективе способствует формированию ощущения психологической безопасности, помогает установить атмосферу доверия и поддержки. При должном уровне удовлетворенности педагогов условиями труда, а также при наличии возможности реализовать свой творческий потенциал система может обрести мотивированных сотрудников, закрепляющих стремление к самореализации и развитию скрытых талантов у учеников [3; с.123]. В работе с личностным фактором и факторами «безопасного поведения» педагогический процесс создания безопасной среды также является целенаправленным и управляемым. В качестве одного из факторов, обеспечивающих наличие психологически комфортной образовательной среды в дополнительном образовании, учёные обозначают тьюторскую позицию педагога, предполагающую предоставление ребёнку свободы выбора, уважение его прав и возможности самому определять траекторию своего саморазвития [8]. М.И. Рожков и И.В. Иванова в качестве целевой функции дополнительного образования детей выделяют организацию педагогического сопровождения саморазвития детей как особого педагогического взаимодействия, предполагающего влияние референтного педагога на развитие ценностно-смысловой сферы и рефлексии ребёнка, что отражается им самим в создании проекта саморазвития [7]. Это показывает возможности данной образовательной системы в формировании гармонично развитой личности в условиях дополнительного образования как образовательной системе, обладающей ресурсом обеспечения психологической безопасности обучающихся.
В рамках личностно-развивающего подхода Ресурсным центром по работе с одаренными детьми Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" города Калуги» (далее – Ресурсный центр) организовывается система развития социально значимых качеств обучающихся. При этом основополагающим является гуманистический подход, предполагающий обеспечение гармоничного развития обучающихся, формирование мировоззрения и личностных качеств, выступающих своеобразным «щитом» в ходе стрессовых ситуаций. Проводятся мероприятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта. В комплекс входят как лекционные, так и практические задания, итоговые проекты, тесты. В рамках городской Гуманитарной школы – проекта, реализуемого Ресурсным центром и Управлением образования г. Калуги с 2018 г., предусмотрено наличие занятий по направлению «Психология». Целью является повышение психологической грамотности обучающихся, социальной уверенности, умения «считывать» собеседника и работать в команде. Курс носит название «Мастерство общения» и несколько лет подряд пользуется особой популярностью среди подростков (возраст учеников Гуманитарной школы – 14–18 лет), что подтверждает актуальность выбранной темы для современных школьников. На этих же занятиях проводится обширная работа по обучению слушателей навыкам бесконфликтного поведения, развитие конструктивной линии поведения в эмоционально напряженных ситуациях. Летняя школа одаренных детей также ставит своей целью обеспечение психологической безопасности молодежи. Ежегодно учащимся предлагается к изучению курс «Психологическая подготовка к стрессовым ситуациям», где подростков знакомят с основными типами стрессовых ситуаций и формируют навыки саморегуляции и психогигиены. С целью обеспечения более эффективного психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках дополнительного образования с сентября 2021 г. в расписание Гуманитарной школы введен курс «Мы и стресс. Психология стрессовых ситуаций». В авторском проекте предусмотрено обучение по нескольким блокам тем, актуальным для гармоничного развития и становления личности в подростковом возрасте. Затрагиваются темы основных стрессовых факторов в жизни подростка, вопросы самооценки и профессионального самоопределения, сложностей в межличностном общении, негативных эмоций и способов их проработки и мн. др.
Предполагается, что применяемые меры помогут дальнейшему развитию психологической безопасности в учреждении дополнительного образования путем улучшения образовательной среды (отсутствие конфликтов, установление взаимопонимания среди педагогов и ученических коллективов, пропаганда гуманистических ценностей и взаимного уважения, создание условий для успешной самореализации подростков), а также формирования коммуникативных навыков и качеств личности, напрямую влияющих на конструктивность поведения в потенциально стрессовых ситуациях (гибкость, адаптивность, адекватная самооценка, развитый самоконтроль и т.д.). При этом результаты многочисленных экспериментов позволяют утверждать, что психологическая безопасность образовательной среды положительно влияет на развитие индивида, его общую подготовленность к профессиональной и иной деятельности, а также на реализацию творческого потенциала.
В заключение хотелось бы отметить, что задачи, реализуемые учреждениями дополнительного образования в целом, требуют развития качеств учеников, во многом дублирующих описанные выше. Это позволяет сделать вывод о том, что психологическая безопасность образовательной среды является неотъемлемым фактором осуществления целей и программ дополнительного образования.
1. Баева И.А. Психологическая безопасность: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 65-69.
2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. Москва: Эконом-Информ, 2009. – 247 с.
3. Мареева И.Н. Гуманитарная школа как средство мотивации одаренных учащихся // Сборник методических и информационных материалов из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты. Калуга, 2018.С. 119-128.
4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. − Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 287 с.
5. Остапенко А.А. Как вернуть молодёжи ответственность в условиях свободы, граничащей с беспределом // Педагогические технологии. − № 4. − 2018. − С. 74-92.
6. Остапенко А.А. Социальные связи подростка и их дисфункции // Педагогические технологии. − № 4. − 2018. − С. 55-73.
7. Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. − №4. – С.131-138.
8. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. − Москва: РУСАЙНС, 2020. − 132 с.