Пензенская область, Россия
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Менеджмент туристской дестинации за рубежом на протяжении ряда лет является объектом научных исследований и практических разработок. Ключевой целью управления де-стинацией выступает обеспечение ее конкурентоспособности. Для достижения данной цели предлагаются различные подходы, методы, механизмы. Основываясь на составе системы менеджмента туристской дестинации, в статье представлены тенденции, характерные для России. Прежде всего, к таким тенденциям отнесено развитие туристских ресурсов в части создания и продвижения концептуальных туристских ресурсов. Относительно новой тенденцией становится развитие частных и корпоративных музеев. К российским тенденциям менеджмента дестинации отнесена и интеграция объектов показа в сферу туризма за счет более полного использования туристских технологий показа и интерпретации. Безусловно, важной тенденцией становится развитие информационных технологий в туризме, систем туристской навигации. К списку тенденций добавлена и диверсификация турпродуктов дестинации за счет развития новых видов туризма. В статье показан переход к кастомиза-ции туристского продукта за счет предоставления туристам возможности сформировать нужный турпакет. Представлены результаты анализа регулирования в управлении туристской дестинацией. В статье обосновывается вывод, что туристские дестинации из обычных туристских регионов превращаются в территориальные структурные единицы индустрии туризма, обладающие широкими возможностями для удовлетворения разнообразных туристских потребностей; что выражается в: развитии новых видов туризма и формировании концептуальных туристских продуктов; улучшении туристской инфраструктуры, в том числе ее информационной и сервисной составляющих; повышении качества предоставляемых услуг. Для хозяйствующих субъектов также открываются определенные перспективы с точки зрения развития предпринимательских инициатив.
туристская дестинация, тенденции, факторы, менеджмент
Управленческий аспект в отношении такого объекта, как туристская дестинация, в отечественной научной и практической литературе стал предметом дискуссии сравнительно недавно. Туристский регион или территория — более привычные для российских исследователей объекты анализа. Зарубежный опыт, наоборот, основным элементом в туризме признает именно дестина-цию. Проблематика управления туристской дестинацией активно стала обсуждаться за рубежом в начале XXI в., когда появились результаты важнейших исследований системы управления и конкурентоспособности туристских дестинации [7; 9]. В дальнейшем объектами изучения стали отдельные элементы системы менеджмента туристской
1. Вапнярская О.И., Асоян Т.М. Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области) // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 32—38.
2. Вязовик СМ. Моделирование системы управления развитием туристско-рекреационной дестинации на основе кризис-менеджмента// Менеджер. Вісник Донецько го державного університетууправління. 2013. №4. С. 134-138.
3. Гончарова Н.А. Организации по менеджменту дестинации (DMOs) как система управления туризмом на национальном, региональном и локальном уровнях: зарубежный опыт // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 77.
4. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации. Ольборг: Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. 128 с.
5. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 6 (53). С. 217-229.
6. Платонова Н.А., Артемьева О.А., Вапнярская О.И. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: методические особенности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 1. С. 90—96.
7. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. 2000. №21 (1). P. 97-116.
8. Kozak M. The Practice of Destination-based Total Quality Management // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2004. Volume 15, Issue 2. pages 125—136.
9. Ritchie B.J.R., Crouch G.I. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. UK. CABI Publishing. 2003.
10. Shirazia S.F.M., Soma A.P.M. Destination Management and Relationship Marketing: Two Major Factors to Achieve Competitive Advantage//Journal of Relationship Marketing. 2011. Volume 10, Issue 2. P. 76—87.
11. Zehrer A., Pechlaner H, Hold B. The Development of a Destination Management System (DMS) in South Tyrol // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2005. Volume 16, Issue 2. P. 147-161.
12. http://mymuseumportal.com (дата обращения 15 сентября 2014).
13. http://mytourism-rf.ru (дата обращения 17 сентября 2014)
14. http://standartgost.ru (дата обращения 17 сентября 2014).
15. http://www.2r.ru/ (дата обращения 15 сентября 2014).