сотрудник
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Здравоохранение выступает зоной повышенного риска, в том числе правового, который представляет реальную угрозу для здоровья и жизни пациентов. Традиционно исследовательское внимание фокусируется на рисках экспериментальной медицины, медицинского вмешательства, бездействия медицинского работника. Они не утрачивают своей актуальности и в настоящее время. Наряду с этим необходимо учитывать процесс всемерной цифровизации социума, который приобретает особую остроту в области здравоохранения. В этой связи требуется дополнительное комплексное теоретическое осмысление рисков в данной области как медиками, так и юристами, экономистами, социологами, психологами и другими специалистами. Они должны дать дифференцированную характеристику рисков, возникающих при оказании медицинской помощи в условиях осуществления цифровизации, предложить наиболее действенные пути по их диагностике, предупреждению, минимилизации негативных последствий. Особую остроту представляют правовые риски, которые возникают в ходе цифровизации оказания медицинской помощи. Действующее российское законодательство запаздывает в правовом опосредовании отношений в области цифровизации в данной области, что существенно осложняет ситуацию. В статье названы наиболее опасные правовые риски, показана их специфика, определены пути предупреждения и устранения негативных последствий.
правовой риск, здравоохранение, медицинская помощь, цифровизация
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 381 с.
2. Юридическая техника: Ежегодник, № 13. Риски в законотворчестве, правореализации, юридической науке: техника формирования и функционирования системы управления, 2019. 794 с.
3. Орленко В. Административно-правовые риски при осуществлении медицинской деятельности // Административное право. 2018. № 1. С. 79—88.
4. Тимофеев И. В. Риски оказания медицинской помощи: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 39—46.
5. Нюрнбергский кодекс // Врач. 1993. № 7.
6. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта: принята в г. Хельсинки в июне 1964 года на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА. URL: http://acto-russia.org. (дата обращения: 27.01.2022).
7. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине (ETS № 164): заключена в г. Овьедо 4 апреля 1997 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс (дата обращения: 27.01.2022).
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48, ст. 6724.
9. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 27.01.2022).
10. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2901.
11. Стефанова Н. А., Андронова И. В. Проблемы цифровизации сферы здравоохранения: российский и зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9. № 3. С. 31—35.
12. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3980-р. URL: http://pravo.gov.ru, 31.12.2021 (дата обращения: 27.01.2022).
13. Говорухина Ю. В. Стратегия как правовой документ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2021. 31 с.
14. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления: распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2998-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 44. Ч. III, ст. 7467.
15. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32, ст. 5138.
16. О признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р: распоряжение Правительства РФ от 12 февраля 2019 г. № 195-р // Собрание законодательства РФ. 2019. № 8, ст. 803.
17. Каюмова А. Р. Защита прав человека в контексте применения современных биотехнологий: некоторые проблемы // Юрист. 2019. № 1. С. 64—71.
18. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации: принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 5 октября 2012 г. (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.01.2022).
19. Баранова М. В. Опережающее правотворчество в правовой системе современности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 43—45.
20. Варюшин М. С. Правовое регулирование телемедицины в России и ЕС: два шага вперед и один назад // Закон. 2018. № 1. С. 165—174.
21. Пикуров Н. И. Риски медицинского вмешательства: уголовно-правовые аспекты // Уголовное право. 2018. № 3. С. 86—92.
22. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ч. I, ст. 5017.
23. Макарейко Н. В. Проблемы юридической ответственности государства // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 137—142.
24. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ч. I, ст. 4736.