Статья отражает результаты исследования отраслевых и комплексных стратегий, концепций и программ развития регионов с целью выявления ситуации в области регулирования развития автомобильного туризма в Центральном федеральном округе. На первом этапе рассмотрено место, функции, мероприятия и перспективы развития автомобильного туризма в стратегиях социально-экономического развития как Центрального федерального округа, так и отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в его состав, на втором этапе — в стратегиях, концепциях и программах развития туризма от федерального до регионального уровня, на третьем этапе — в программах развития дорожного хозяйства и транспорта федерального округа и регионов. Материалы по каждому документу систематизировались в сводной по регионам и округу таблице. Согласно комплексным и отраслевым туристским документам, на всех уровнях и в большинстве регионов округа существует понимание роли, функций и проблем развития автомобильного туризма и тесно с ним связан- ной транспортной инфраструктуры и сервиса, заложены программные мероприятия. Однако в программах развития дорожного хозяйства и транспорта туристской проблематике частного внимания не уделяется. Таким образом, существует серьезная проблема в области развития одного из наиболее перспективных и востребованных обществом направлений туризма, связанная с несогласованностью отраслевого регулирования в стране и регионах, жертвой которого выступает туризм, как межотраслевое комплексное явление. Отдельное место было отведено полевому мониторингу состояния дорог и придорожного сервиса на основных магистралях округа, который показал существование серьезных проблем: инфраструктуры, сервиса, соблюдения правил и организации безопасности дорожного движения. В нормативных документах требования к инфраструктуре вдоль транспортных магистралей имеют более формальный характер, чем сущностный, что выражается соответствием оборудованности автомобильных магистралей требованиям норм, но имеющимися фактическими проблемами. Исходя из выявленной ситуации, делаются выводы и предлагаются пути решения проблем.
автомобильный туризм, программа, развитие, регион, стратегия, Центральный федеральный округ
В современных реалиях развития экономики и общества страны автомобильный туризм как одно из наиболее перспективных направлений развития туризма все более и более укрепляет свои позиции. Однако развитие данного вида туризма обусловлено серьезной зависимостью от дорожной и придорожной инфраструктуры, транспортных средств, логистики, систем навигации и многих других факторов, что требует серьезного стратегического и программного подхода со стороны государства.
1. Ермаков А.С., КорнеевА.А. Современное состояние и перспективы развития автотуризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. Вып. 2. С. 34—39.
2. Программа развития туризма в юго-восточном Подмосковье // Материалы научно-практической конференции / Под науч. ред. Ю.М. Лагусева. М.: РМАТ—Туристский университет, Вып. 1—7, 2001. 85 с.
3. Саранча М.А. Оценка транспортной обеспеченности территории "Удмуртской Республики с использованием ГИС для целей туристско-рекреационных исследований // Вестник "Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о земле». 2010. Вып. 2. С. 64—68.
4. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в "Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. Ижевск: Изд-во «"Удмуртский университет», 2011. 220 с.
5. Сахарчук Е.С, Илькевич СВ. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4—16.