сотрудник с 01.01.2017 по 04.02.2017
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье предлагается обоснование понятия «туристская легенда» и определяется ее место в современной туристско-экскурсионной отрасли. Туристские легенды являются важным нематериальным ресурсом, привлекающим туристов даже в те города, где «нечего смотреть и нечего показывать». Туристские легенды являются неотъемлемой составляющей туристского брендинга территорий, привлекая туристов и формируя позитивный туристский образ как отдельных городов, так и целых стран. Несмотря на давнюю традицию использования туристских легенд в рекреационной сфере, теоретически эта тематика остается слабо изученной. Поэтому в статье проведено теоретическое обобщение, в результате которого дано определение понятия «туристская легенда», обозначены ее основные свойства: сюжетность и туристско-экскурсионная ценность, территориальная привязка к туробъекту (местности), выполнение социально-туристических функций (аттрактивной, дидактической, мотиваци-онной, информационной, развлекательной, предупреждающей) и положительное влияние на формирование географических и туристских когнитивно-аттрактивных образов территории. Все разнообразие туристских легенд можно классифицировать по принципам: тематически-сюжетному (или стилю изложения), хронологическому, территориальному, этнокультурному и социальному, по объекту «легендообразования», степени достоверности и автохтонности. В статье приведена классификационная схема туристских легенд, охарактеризованы отдельные группы и приведены примеры из мировой практики. В работе описан опыт изучения туристских легенд и создания туристского путеводителя по городу Днепропетровску, который выбран как пример типичного постсоветского индустриального центра со слаборазвитой сферой туризма и большим туристско-рекреационным потенциалом.
туристская легенда, мифологическое пространство, туристское пространство, фольклор
Введение. На современном этапе развития общества туризм становится одной из наиболее прибыльных отраслей экономики, позволяя получать доход при наименьших затратах (по сравнению с другими отраслями), что в свою очередь способствует росту количества стран, развивающих туризм, и ужесточению конкурентной борьбы между ними. В таких условиях туристские ресурсы выступают первичным конкурентным преимуществом, и их наличие не гарантирует стабильного притока туристов. В мировой практике есть много примеров того, как при отсутствии ярких туристских достопримечательностей города и целые страны благодаря грамотной маркетинговой стратегии развития туризма становятся не только лидерами по туристским прибытиям и доходам, но и даже «туристскими Мекками». Так, некогда захолустный городок Лас-Вегас благодаря продуманным маркетинговым действиям сегодня является безусловным лидером в сфере развлекательного туризма.
При этом в системе туристских ресурсов на первый план выходят нематериальные, так называемые информационные ресурсы. И среди них особо востребованными являются туристские легенды.
Туристские легенды — это часть национального (в том числе городского) фольклора, которая активно используется в туризме. Зачастую в число туристических легенд входят также обросшие домыслами и приукрашенные исторические факты, которые формируют туристскую привлекательность дестинации. При этом в одних случаях туристские легенды играют определяющую роль в популярности аттракции (ярким примером является Иерусалим, где религиозные «чуда» сегодня трансформировались в туристический ресурс, привлекающий тысячи туристов, а также Великий Устюг — родина деда Мороза, город Верона, где «жили» Ромео и Джульетта, улица Бейкер-стрит в Лондоне, которую обязательно посещают поклонники Шерлока Холмса и пр.), а в других — увеличивают привлекательность туристского объекта (например, легенды Парижских катакомб, Московского метро или Петропавловского собора в Санкт-Петербурге).
1. Афанасьев О.Е. Фронтирность и дуальность как интегральные характеристики геоисторического региона «Юго-Восточная Украина» // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 2. С. 166—174.
2. Афанасьев О.Е., Трощенко А.В. Категория «легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области, Украина) // Псковский регионологический журнал. 2014. № 17. С. 67-77.
3. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: Изд. центр «Академия». 2014. 272 с.
4. Джанджугазова Е.А. «Москва Булгаковская»: мистическая топография города // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 1. С. 58—63.
5. Замятин Д.Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 2. 2005. С. 276-322.
6. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
8. Митин И.И. Мифогеография: пространственные мифы и множественные реальности // Communitas. 2005. №2. С. 12-25.
9. Трощенко А.В. Легенды города Святой Екатерины. Тернополь: Изд-во «Крок», 2012. 324 с.
10. Трощенко А.В. Туристические легенды и их место в городской культуре // Материалы X Конгресса этнографов и антропологов России. М., 2013.
11. Холловей Дж.К., Тейлор Н. Туристический бизнес. Киев: Знания, 2007. 798 с.
12. Проблемы брендинга региона [Электронный ресурс]. http://www.region-brand.ra.
13. Tuan Yi-Fu. Humanistic geography //Annals of the Association of American Geographers. 1976. Vol. 66. №2. P. 266-276.