Статья обобщает опыт технологий создания искусственных мотиваций для формирования клиентских потоков в контексте решения проблем: 1) развития районов со слабым турист-ско-рекреационным потенциалом; 2) продления жизненного цикла турпродукта; 3) управления клиентскими потоками. В статье понятие искусственной мотивации рассматривается в трех аспектах: с точки зрения психологии, экономики и маркетинга. В частности, в маркетинговом аспекте понятие искусственной мотивации рассматривается в контексте создания привлекательности региона как объекта туризма. В качестве основных целей маркетинга выделяются формирование, поддержание или изменение поведения клиентов по отношению к конкретным населенным пунктам, регионам или стране в целом. Территория, являющаяся объектом сбыта, рассматривается как совокупность возможностей реализации различных потребностей туристов. Если туристско-рекреационные возможности (ресурсы) территории ограничены, большое значение приобретает искусственное создание мотивов путешествий. В статье особое внимание уделено описанию основных подходов к созданию искусственной мотивации на разных этапах жизненного цикла турпродукта; рассматриваются ключе- вые факторы создания искусственной мотивации с целью интенсификации посещения туристской территории; выделяются психологические механизмы формирования мотиваций, а также основные стимуляторы, такие, как: мода, престиж, подражание авторитетным личностям, создание легенды. В исследовании выделены два основных направления решения задачи формирования искусственных мотиваций: первое связано с существованием неосознанной потребности и/или отсутствием мотива у потенциального потребителя туруслуги; второе — с осознанной потребностью и наличием мотива у потребителя, направленного на другой туристский объект. Подробно описываются различные возможности создания искусственных мотиваций на разных стадиях жизненного цикла туристского продукта. В статье приводятся многочисленные примеры искусственных мотиваций в туризме.
туристская мотивация, искусственная мотивация, создание мотивации, обеспечение устойчивости туристского потока
Введение. Целенаправленное формирование клиентских турпотоков позволяет стимулировать эффективное использование существующих рекреационных ресурсов, повысить уровень межотраслевого сотрудничества, стимулировать развитие рыночных отношений в туристической сфере, а также снизить влияние негативных факторов, которые сдерживают развитие туризма. Формирование искусственных мотиваций в туризме представляет собой эффективную технологию, способствующую увеличению клиентских потоков. В данном исследовании делается попытка определения роли технологий «искусственных мотиваций» в контексте решения проблем: 1) развития районов со слабым туристе ко-рекреационным потенциалом; 2) продления жизненного цикла турпродукта; 3) управления клиентскими потоками.
Основные результаты исследования. Прежде всего, следует рассмотреть основные понятия, определяющие сущность вопроса создания искусственной мотивации.
Потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности, так как до своего первого удовлетворения
потребность «не знает» своего предмета, который должен быть обнаружен. Только в итоге узнавания потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, следовательно, становится мотивом [2].
Мотив — это аргумент в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимая составляющая сознательного, волево-
1. Агамирова Е.В., Лапочкина В.В. Мосты в событийном пространстве города // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 2. С. 40—49.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
3. Электронное издание «Культурное Наследие». «Музеи России» http://www.museum.ru/N17975
4. Agamirova Е. V., Adashova Т.А., Vaokova Т.М., Kosarena N. К, Lapochkina V. V. Event-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness // 1097-8135 Life Science Journal - Scopus; CJR2012 (Thomson Reuters) 2014, 11 (11).http://www.lifesciencesite.com/lsj/lifellll/126_26160hfelllll4_687_689.pdf.
5. Sakharchuk, E.S., Kim, DJ. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy. Life Science Journal. 2014.