В настоящее время устойчивое развитие компании, на наш взгляд, невозможно без учета интересов необходимого, релевантного и достаточного числа участников экономико-социального процесса. Роль участников такого процесса подвергалась тщательному и глубокому осмыслению на протяжении целого ряда лет существования теории стейкхолдеров. Многочисленные академические исследования и эмпирический опыт позволили установить связь между интересами различных групп влияния и деятельностью компании. Управление компанией на основе модели стейкхолдеров, т.е. с учетом интересов групп влияния, является, на наш взгляд, инструментом менеджмента, позволяющим перейти в область более тонкой настройки целей компании и как результат лечь в основу выбора более эффективных стратегических траекторий компании на всех возможных рынках, а именно: финансовом, рынке товаров и услуг, трудовых ресурсов и т.д. Благодаря управлению на основе взаимодействия со стейкхолдерами возникает модель устойчивого развития компании, осознанное понимание бизнес-будущего. Такая система взаимоотношений и взаимодействия достаточно многообразна. Существует большое количество форм, способов ее проявления в организации, но не всегда интересы согласуются с субъектами, на которые они направлены, т.е. с заинтересованными сторонами. В связи с тем, что в настоящее время существуют большие затруднения в области определения как особенностей взаимодействия с заинтересованными сторонами, которые учитывали бы большое разнообразие мнений, интересов, часто имеющих конфликтную природу и разнонаправленный целевой характер, так и степень влияния на реализуемые в компании проекты, в данной статье широко представлены подходы к определению как самого понятия стейкхолдер (заинтересованное лицо), так и рассмотрены существующие теоретические модели стейкхолдеров. Важным аспектом данного исследования является тот факт, что взаимоотношения со стейкхолдерами компании рассматриваются в контексте проектного управления. Проекты, на наш взгляд, как организационный формат и философия бизнеса выступают основными проводниками реализации изменений в компании. Любые изменения, в свою очередь, затрагивают интересы групп влияния, поэтому мы полагаем, что можем рассчитывать на методическую помощь со стороны теории стейкхолдеров как в части проведения более детального анализа последствий таких изменений и их влияния на заинтересованные стороны, так и в поиске эффективных решений для реализации бизнес-целей в рамках концепции устойчивого развития. Актуальность данной статьи может быть представлена как попытка рассмотрения совокупности теоретико-методических подходов к организации взаимодействия со стейкхолдерами, определению границ и форм данных моделей стейкхолдеров, которые получили самое широкое распространение как в академической литературе, так и в бизнес-школах. Теоретико-методологической основой данной работы являются исследования Фримана [11], Кларксона [9], Фридмана с соавторами [12], Митчела с соавторами [22], Бринера [5] и др. Цель данной работы состоит в обзоре существующих методических подходов к взаимодействию со стейкхолдерами проекта.
управление проектами, теория взаимодействия со стейкхолдерами.
Заинтересованные стороны проекта, особенности определения и взаимодействия
Управление заинтересованными сторонами компании становится популярным в середине восьмидесятых годов [7; 11; 35]. Теория взаимодействия с заинтересованными сторонами впервые была разработана Фриманом [11]. В ней сказано, что чем лучше фирма взаимодействует со множеством групп, которые имеют какой-либо интерес или «долю» в компании, тем успешнее эта компания будет развиваться.
Согласно Фриману, заинтересованные лица – «группы лиц или индивиды, которые могут оказывать влияние на организацию и наоборот». В целом это определение подразумевает двунаправленное взаимодействие, поэтому оно учитывает потенциально большое число лиц и организаций, прямо или косвенно связанных с компанией [24].
Некоторые исследователи придерживались той же линии мышления [например, 22; 13; 15; 25; 16; 30]. Более узкое определение заинтересованных сторон было дано Митчелом [22], который сосредоточил свое внимание на индивидах, группах, имеющих непосредственное отношение к ключевым экономическим интересам компании.
1. Костинская Е.А., Аньшин В.М. Взаимосвязь проектного управления со стратегией компании: оценка влияния портфеля проектов на внутреннюю стоимость // Российский журнал управления проектами. V. 1. I. 1. C. 0-0. DOI: 10.12737/101.
2. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). Пятое издание, 2013. Project Management Institute, Inc.
3. Bourne L. Project relationship management and the Stakeholder Circle™ // RMIT University, Melbourne, 2005.
4. Bourne L., Walker D. Visualising and mapping stakeholder influence // Management Decision. 2005. 5/6. P. 649–660.
5. Briner W., Hastings C., Geddes M. Project Leadership // Grower, Brookfield, VT and Aldershot, England, 1996.
6. Calvert S. Managing stakeholders/ The Commercial Project Manager: Managing Owners, Sponsors, Partners, Supporters, Stakeholders, Contractors and Consultants. McGraw-Hill, London and New York, 1995. P. 214–222.
7. Carroll A. A three-dimensional conceptual model of corporate social performance // Academy of Management Review. 1979. № 4. P. 497–505.
8. Chandra H.P., Indarto, Kaming P.F., Wiguna P.A. Model of stakeholder influence on project success, an important finding from construction project in east Java // International Journal of Academic Research. 2012.
9. Clarkson M. A stakeholder framework for analyzing and evaluating corporate social performance // Academy of Management Review. 1995. № 1. P. 92–117.
10. Cleland D.I., Ireland L.R. Project Management: Strategic Design and Implementation. 5th edn. McGraw-Hill, New York, 2007.
11. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman, Boston, 1984.
12. Friedman A.L., Miles S. Stakeholders: Theory and Practice. Oxford University Press, 2002.
13. Frooman J. Stakeholder influence strategies // Academy of Management Review. 1999. № 2. P. 191–205.
14. Handy C.B. Understanding Organizations. Oxford University Press, New York, 1993.
15. Jawahar I.M., Gary L.M. Toward a descriptive stakeholder theory: an organizational life cycle approach // Academy of Management Review. 2001. № 3. P. 397–414.
16. Jepsen A.L., Eskerod P. Stakeholder analysis in projects: challenges in using current guidelines in the real world // International Journal of Project Management. 2008.
17. Jones T.M. Instrumental Stakeholder Theory: A Synthesis of Ethics and Economics // Academy of Management Review. 1995.
18. Johnson G., Scholes K., Whittington R. Exploring Corporate Strategy: Text and Cases. 6th edn. Financial Times Prentice Hall, Harlow, 2005.
19. Lester A. Project Management – Planning and Control. 5th ed., Elsevier Ltd, Burlington, 2007.
20. Mallak L.A., Patzak G.R., Kurstedt H.A. Satisfying stakeholders for successful project management // Computers & Industrial Engineering. 1991. № 1–4. P. 428–433.
21. McElroy B., Mills C. Managing stakeholders. Gower Handbook of Project Management, Gower Publishing Limited, Hampshire, 2000. P. 757–775.
22. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. 1997. № 4. P. 853–886.
23. Mitroff I.I. Stakeholders of the Organizational Mind // Jossey-Bass, San Francisco, 1983.
24. Nguyen N.H., Skitmore M., Waiwong J.K. Stakeholder impact analysis of infrastructure project management in developing countries: a study of perception of project managers in state-owned engineering firms in Vietnam // Construction Management and Economics, 2009.
25. Olander S., Landin A. Evaluation of Stakeholder Influence in the Implementation of Construction Projects // International Journal of Project Management, 2005.
26. Olander S. Stakeholder impact analysis in construction project management // Construction Management and Economics. 2007. № 3. P. 277–287.
27. Pinto J.K. Power and Politics in Project Management. Project Management Institute (PMI), Philadelphia, PA, 1996.
28. Rowley T.J. Moving beyond dyadic ties: A Network Theory of Stakeholder Influences. Academy of Management Review, 1997.
29. Savage G.T., Nix T.W., Whithead C.J., Blair J.D. Strategies for Assessing and Managing Organizational Stakeholders. Academy of Management Executives, 1991.
30. Stephen W., Chris C. Stakeholders and uncertainty management in projects // Construction Management and Economics. 2008. № 6. P. 563–577.
31. Suchman M.C. Managing legitimacy: strategic and institutional approaches // Academy of Management Review. 1995. № 3. P. 571–610.
32. Turner J.R. The Commercial Project Manager: Managing Owners, Sponsors, Partners, Supporters, Stakeholders, Contractors and Consultants. McGraw-Hill, London and New York, 1995.
33. Walker D. Implications of human capital issues // Procurement Strategies: A Relationship-based Approach, Blackwell Science, Oxford, 2003. P. 258–295.
34. Ward S., Chapman C. Stakeholders and uncertainty management in projects // Construction Management and Economics. 2008. № 6. P. 563–577.
35. Weiss J.W. A Managerial, Stakeholder Approach (Wadsworth Publishing Company, Belmont). Business Ethics, 1994.
36. Winch G.M. Managing stakeholders, in Morris // The Wiley Guide to Managing Projects, John Wiley & Sons, Hoboken, NJ, 2004. P. 321–339.