Высокое качество медицинской помощи является главной целью функционирования системы здравоохранения. В настоящее время его нельзя признать высоким. Результаты социологических опросов населения свидетельствуют о том, что достаточно большая доля пациентов не удовлетворена оказываемой медицинской помощью. Причинами указанного являются: недостаточное финансирование здравоохранения (и связанные с этим проблемы материально-технической базы, кадровой обеспеченности, заинтересованности персонала и др.), отсутствие единых согласованных (и унифицированных с общемировыми) подходов к определению, критериям (индикаторам), средствам контроля и единой системы обеспечения качества. Имеют значение и нравственно-идеологические факторы (деструктивные изменения медицинской профессии, дивергенция нравственных и профессиональных принципов, доминирование экономических аспектов во взаимоотношениях, снижение социальной активности и ответственности). Кроме того, руководители медицинских учреждений сталкиваются с проблемами теоретико-методологического характера: необходимостью четкого разграничения понятий «качество медицинской помощи», «качество медицинской услуги», «качество организации помощи» (включая доступность, де-онтологические аспекты, санитарно-бытовые условия, что существенно влияет на уровень субъективной оценки). В условиях глобализации и международного сотрудничества весьма важно приблизить отечественные подходы в понимании, оценке, управлении качества медицинской помощи к мировым.
качество медицинской помощи, удовлетворенность пациентов, критерии качества.
1. Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю., Арханцева О.М. Оценка качества медицинской помощи в свете нового законодательства // Здравоохранение. 2012. №1. С. 64–71.
2. Грачева А.С. Стандартизация медицинской помощи как часть системы управления качеством в здравоохранении // Вестник Росздравнадзора. 2010. №5. С. 16–21.
3. Гришина Н.К. Основные принципы реализации программ социологического мониторинга в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. №2. С. 32–36.
4. Додонова И.В., Мартиросян М.М. Системный процесс в здравоохранении: причины, последст-вия. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9. СПб., 2008. С. 87–90.
5. Жирновой В.М. Особенности правовой оценки заключения судебно-медицинской экспертизы качества медицинской помощи по делам о ятрогенных преступлениях // Медицина и право: Сборник научных трудов. СПб., 2011. С. 57–65.
6. Игнатовский А.О., Соколовский Е.В., Вишняков Н.И. О некоторых аспектах качества меди-цинской помощи // Врач. 2012. №5. С. 83–85.
7. Калининская А.А., Ковалев В.А. Организационные основы государственного регулирования и управления качеством медицинской продукции // Здравоохранение РФ. 2012. №3. С. 6–11.
8. Комаров Ю.М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений разви-тия здравоохранения // Здравоохранение. 2009. №10. С. 35–45.
9. Куприянова В.И. Оценка эффективности деятельности страховых представителей по защите прав застрахованных // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 17: Сборник научных трудов. СПб., 2012. С. 270–272.
10. Кучеренко В.З., Эккерт Н.В. Организационно-управленческие проблемы рисков в здравоохра-нении и безопасности медицинской практики // Вестник РАМН. 2012. №3. С. 4–9.
11. Линденбратен А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: со-временные подходы // Здравоохранение. 2011. №6. С. 50–55.
12. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки // Бюллетень НИИ общественного здоровья. 2013. Вып. 2. С. 20–23.
13. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. №3. С. 8–10.
14. Набережная Ж.Б. Результаты вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 14: Сборник научных трудов. СПб., 2009. С. 310–312.
15. Общественное мнение. Ежегодник. 2011. М.: Левада-центр, 2012. 284 с.
16. Павловская О.Г. Организация контроля качества медицинской помощи на территории Орен-бургской области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. №6. С. 31–33.
17. Петров М.В., Полюкова М.В., Дронова А.А. Социологические опросы как важный инструмент менеджмента качества медицинской помощи // Вопросы экономики и права. 2012. №2. С. 116–120.
18. Пташинская В.А. Научное обоснование совершенствования основ стандартов организации (на примере акушерства-гинекологии): Автореф. дисс…. к.м.н. М., 2008. 23 с.
19. Серегина И.Ф. О концептуальных подходах к государственной системе контроля и надзора и ее роли в управлении качеством медицинской помощи // Экономика здравоохранения. 2010. №8. С. 3–10.
20. Ситдикова Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг // Медицинское право. 2010. №4. С. 23–26.
21. Тайц Б.М., Кричмар Г.Н., Крылов А.Л. Актуальные вопросы организации системы управления качеством в крупной многопрофильной больнице // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2010. №1. С. 10–13.
22. Трепель В.Г., Шилов М.А., Шумилина Е.В. Актуальные вопросы контроля качества медицин-ской помощи // Медицинское право. 2012. №1. С. 11–16.
23. Тягунов Д.В., Самойленко А.М. Характеристика дефектов оказания медицинской помощи по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз // Медицинское право. 2008. №4. С. 44–46.
24. Шипунов Д.А. Управление качеством оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. №2. С. 41–42.
25. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основ-ные показатели деятельности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. №7. С. 3–6.
26. Щепин О.П., Петручук О.Е., Коротких Р.Ф. Диспансеризация и здравоохранение России. Со-общение 1. Состояние здоровья населения и организация профилактических осмотров // Бюллетень НИИОЗ. 2011. №2. С. 3–7.
27. Ярош Н.П., Лупей-Ткач С.Н. Управление качеством медицинской помощи в Украине // Вос-точноевропейский журнал общественного здоровья. 2011. №1 (13). С. 275–277.
28. Derham G., Sallenberg C., Quaid D.W. An NISB for Health Care-Learning from Innovation: Debate and Immovate or Capitulate // Quality Management in Health Care. 2012. vol. 1 (3). Р. 3–14.
29. Eckerman S., Coelli T. Including quality attributes in efficiency measures consistent with net benefit creating incentives for evidence based medicine in practice // Soc. Sci. Med. 2012. Nov. 3. P. 0274–9536.
30. Hsieh S.Y. A System for Using Patient Complaints as a Trigger to Improve Quality // Quality Man-agement in Health Care. 2011. vol. 20 (4). P. 343–355.
31. Sidorenkov D.A., Orlov A.E. Approaches to estimates of quality of medical care // Science, Technology and Higher Education: materials of the IV international research and practice conference, Westwood, Canada. January 30, 2014. P. 502–508.