В статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и социальных партнеров в организации профессиональной ориентации в системе непрерывного образования; создание образовательно-отраслевых кластеров; определяются наиболее эффективные направления программы профориентации в системе муниципального образования.
сетевое взаимодействие; социальные партнеры; профессиональная ориентация старшеклассников; ресурсные центры; профессиональное самоопределение.
Приоритетные программные документы развития отечественного образования «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», а также ряд постановлений Правительства РФ и решений Коллегии Министерства образования и науки РФ относят к числу приоритетных направлений модернизации российской образовательной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования.
Модернизация системы образования диктует необходимость многогранного взаимодействия субъектов образования, социальных партнеров в сфере реализации профессиональной ориентации старшеклассников.
Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного обучения, анкетирование по проблеме профильного обучения более сотни директоров и преподавателей общеобразовательных школ, осуществляющих профильное обучение (г. Томск, Асино, Стрежевой, Юрга), позволило выявить следующие проблемы:
- неустойчивость предпочтений учащихся;
- несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся;
- недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов;
- недостаточная проработанность взаимоотношений «школа — профессиональное учебное заведение», «школа — предприятие»;
- перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов;
- сложности в переходе на индивидуальный учебный план;
- недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения;
- сложности с разработкой курсов по выбору, адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории для конкретного учащегося.
В Томской области сегодня работает более 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. После окончания обучения на работу по специальности устраиваются 50—60% выпускников. Следует отметить, что только 30—35% выпускников высшей школы устраиваются на работу по полученной специальности, а 50—60% не могут найти работу вообще.
Это означает, что проблема образования и занятости молодежи является одной из актуальных социальных и профессиональных проблем. Существующий рынок образовательных услуг и рынок труда не являются взаимосвязанными. Получаемое молодежью профессиональное образование в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, что связано с недостаточным уровнем формирования профессионального самоопределения обучающихся.