Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» ( председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматривается проблема подготовки кадров по безопасности труда — к чему и как готовить специалистов для служб охраны труда. Представлена предлагаемая структура образовательной программы по профилю «Безопасность труда» в рамках направления высшего образования «Техносферная безопасность». Определены задачи совершенствования системы образования в указанной области.
образовательная программа, безопасность труда, охрана труда, безопасность, концепция образовательной политики.
1. Чему учить?
Поставленный вопрос весьма актуален, так как содержание и технология обучения определяются задачами, к решению которых должен быть подготовлен обучающийся. Задачи, которые должен решать специалист по охране труда на предприятии, определяют совокупность знаний, умений, навыков или, как теперь модно говорить, компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. Однако однозначного представления о компетенциях специалиста по охране труда, как, впрочем, и о задачах, которые он должен решать, нет.
Прежде чем обсудить этот вопрос, рассмотрим два понятия — «охрана труда» и «безопасность труда», которые широко используются, но далеко не всегда различаются, а это принципиально важно для ответа на поставленный в заголовке вопрос. Специалисты нужны для обеспечения безопасности труда или охраны труда?
Охрана труда — исторически сложившийся термин, который наиболее широко используется. В Трудовом кодексе РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Наиболее широко распространенные варианты перевода — labor protection, occupational safety. По мнению автора, этот термин с лингвистической точки зрения неверен, так как труд — это действие, а охранять можно только объект, например, человека в процессе труда.
Безопасность труда — чаще всего определяется как состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений. Перевод — safety of work, safety of labor. По мнению автора, безопасность труда правильнее определить как состояние условий труда, при которых риск (вероятность) реализации опасных факторов не превышает приемлемый уровень, а уровень вредных факторов — предельно-допустимых значений.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Квалификация (степень) бакалавр // Безопасность в техносфере. 2009; 4: 34–46.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Степень магистр // Безопасность в техносфере. 2009; 4: 47–59.
3. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013; 4: 49–70. DOI: 10.12737/721
4. Александров А.А.,. Девисилов В.А, Галямина И.Г. Проект федерального государственного образовательного стандарта подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013; 5: 72–78. DOI: 10.12737/1582
5. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010; 5: 44–57.
6. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011; 3: 50–64.
7. Девисилов В.А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавров по направлению 280700 — «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2011: 6: 51–65.
8. Девисилов В.А. Принципы построения образовательных программ и технологии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010; 6: 54–62.
9. Девисилов В.А. Безопасность жизнедеятельности или Охрана труда? // Охрана труда и социальное страхование. 2010; 5.
10. Девисилов В.А. Принципы проектирования примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологий обучения // Безопасность в техносфере. 2009; 4: 22–33.
11. Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (Проект) (Для всех направлений высшего профессионального образования — бакалавриат и специалитет) // Безопасность в техносфере. 2010.; 2: 48–62.
12. Девисилов В.А. О концепции национальной образовательной политики в области безопасности // Безопасность в техносфере. 2008; 4: 49–58.