СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье мы рассмотрим и проанализируем этапы реформирования Российской агропромышленной системы, её формирование и меры поддержки, созданные Правительством РФ. Сельскохозяйственное машиностроение является наиважнейшей частью агропромышленного комплекса и имеет ряд особенностей. Мы рассмотрим эти особенности, и пути решения возникших проблем. Правительство РФ так же обратило внимание на низкое техническое обеспечение аграриев, и предложило комплекс мер решения этой проблемы. Мы рассмотрим их влияние на социально-экономическое развитие регионов России.

Ключевые слова:
Сельхозмашиностроение, Россия, госпрограммы, развитие регионов
Текст

Сельское хозяйство в России с распадом СССР переживает не лучшие времена. Несмотря на огромные ресурсы, как территориальные, так и природные, реформы не смогли исправить ситуацию по причине их несостоятельности. Кроме того, серьезное влияние оказали циклические спады экономики, вызванные внутренними и внешними факторами. В таблице 1 представлены основные кризисные явления за последние 30 лет.

Таблица 1 -  Основные кризисные явления коснувшиеся России и причины их появления

Год

Локализация

Причина кризиса

Следствие

1991

СНГ

Распад СССР

Создание нового государства Российская Федерация и глобальные реформы для его функционирования.

1998

РФ

Экономический дефолт

Нестабильность во всех сферах экономики, создание новой экономики.

2008

Мир

Циклический спад экономики во всем мире

Сокращение производства.

2014-2016

РФ

Вхождение Крыма в состав РФ

Санкции. Снижение инвестиционной привлекательности РФ. Создание правительством программы импортозамещения.

2020-2021

Мир

Пандемия Covid-19

Сокращение производства. Всемирное нарушение логистики и производства. Экономические потери всех сфер хозяйствования.

2022

РФ

Специальная операция на территории Украины

Санкции. Сокращение инвестиции. Нестабильность национальной валюты. Финансовая блокировка всех зарубежных ресурсов. Уход огромного числа компании с территории России.

Источник: составлена автором на основании изученных материалов.

Исходя из таблицы 1 можно сделать вывод, что Российская Федерация пережила более сложные времена по сравнению с другими странами. Санкционное давление вызвали негативное воздействие на экономику и производство, но одновременно с этим подтолкнуло правительство на стимулирование создание собственных производств и показало необходимость импортозамещения.

Как и в любой сфере у агропромышленного комплекса (АПК) есть проблемы, которые год от года могут то становиться более явными, то сходить на нет. Однако есть одна главная проблема, которая остро стоит на протяжении почти всех 30 лет. Это плохая повсеместная обеспеченность качественной современной техникой. В качестве примера приведем обеспеченность тракторами. [2, C.92].

На протяжении последних 30 лет правительство проводило несколько неудачных реформ. Они берут начало после распада СССР и относятся к новой истории России. Для удобства можно разделить это время на четыре этапа. Каждый из них имеет ярко выраженную последовательность мер и их результат. В таблице 2 представлена хронология реформационных этапов и причины их неудачи.

Таблица 2 – Этапы реформирования агропромышленного комплекса в новой истории России и причины их провала

Этап

Реформа

Причины провала

1991-1995гг

После распада СССР в стране происходил передел власти, в сжатые сроки проводились импульсивные и многочисленные решения.

Реформа основывалась на непродуманной экономически и социально необоснованной нормативной базе.

1996 - 2000гг.

Реформа Гражданского кодекса Российской Федерации, одобренная в редакции Федерального закона от 20.02.1996г. №18 –ФЗ.

Реформа привела к массовой приватизации. По разным оценкам, примерно ¾ сельскохозяйственных машиностроительных предприятий стали частными. Новые владельцы были мало заинтересованы в их развитии. Главная цель состояла в собственном обогащении.

2001 - 2009гг.

Основным документом этого периода стало принятие постановления Правительства РФ «Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010гг»

Комплексные проблемы в экономической сфере. Кризис 2008 года.

Источник: составлена автором на основании изученных материалов.

Проанализировав этапы реформ, представленных в таблице 2 можно сделать вывод, что причины провалов были разные. В настоящие время идет четвертый этап начало которого было положено в 2010 году. Опыт предыдущих неудач помог выработать правильную стратегию, которая учитывает сильные стороны нашей экономики.

Первое глобальное направление, предпринятое Правительством РФ, делает упор на усиление отечественного производства сельскохозяйственной техники и ее компонентов, а также экономические механизмы, позволяющие постепенно увеличивать парк машин аграриев.

Согласно информации, представленной на официальном сайте министерства сельского хозяйства России, государство осуществляет целый ряд программ поддержки агропромышленного комплекса. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Государственные программы поддержки отечественного АПК

 

Льготы

Субсидии

Компенсации

Прочие меры поддержки

1

Льготное кредитование

Компенсирующая и Стимулирующая субсидии

Компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции

Возмещение производителям сельскохозяйственных товаров части расходов на мелиоративные мероприятия

2

Льготный тариф на перевозку зерна, овощей, соевого шрота и минеральных удобрений

Субсидии производителям сельскохозяйственной техники

Компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК

Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур

3

Льготное кредитование по СПК

Субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 года

Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК

Определение функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования

4

Льготный лизинг

 

Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК

 

Источник: составлена автором на основании изученных материалов.

Проанализировав программы поддержки, представленные в таблице 3, можно сделать вывод, что государство действительно заинтересовано в развитии АПК на территории Российской Федерации. Прослеживается уклон в сторону компенсации части затрат, льготного лизинга и заёмных средств. Четкая стратегия со стороны государства, высокотехнологичный труд и производство повышает интерес инженеров, предпринимателей и инвесторов [6].

Результатом реализации этих программ стал перелом от ситуации. Впервые за более чем 20 лет произошел рост обеспеченности техникой отечественных аграриев. Ассоциации «Росспецмаш» привело некоторые показатели, которые программы показали за эти годы:

  • в 3,3 раза увеличился выпуск техники на российский рынок,
  • в 2,5 раза выросла доля российских производителей в продажах.
  • в 2,6 раза увеличился экспорт [4].

Ключевой сферой экономики Российской Федерации по-прежнему является промышленность. Поэтому второе глобальное направление, которое стало стимулировать правительство РФ стало создание новых масштабных производств, которые могут стимулировать социально экономический рост отдельных городов и регионов.

Правительственными программами стали формироваться индивидуальные планы развития территорий и создаваться проекты развития регионов. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации в конце 2019 года бала разработана «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Она утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. В ней представлен комплекс мероприятий по сбалансированному пространственному развитию Российской Федерации. Список задач достаточно обширен. Это решение транспортной и энергетической доступности, развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности, ряд мероприятий, связанных с повышением социально-экономического состояния регионов и их жителей. В частности, строительство нового жилья, школ, детских садов, больниц и других социально значимых объектов. Уделено внимание и защите окружающей среды и экологии. Отдельным пунктом значится развитие промышленности.

Стабильный экономический рост может быть обеспечен, только при условии, когда все сферы народного хозяйства функционируют успешно. Существует множество факторов, характеризующих связь между созданием новых производств и уровнем жизни населения, а также развития отдельно взятого города или региона. Существует прямая взаимосвязь между уровнем развития промышленного комплекса региона и благосостоянием жизни его населения. В регионах где оно выше, а само производство имеет высокую наукоёмкость, уровень жизни населения и экономическое благосостояние региона намного выше. [3, C.120]. 

Создание крупного производства создает фундамент обеспечивающий улучшение качества жизни населения. В первую очередь создаётся большое количество рабочих мест с конкурентной заработной платой. Т.е. в первую очередь улучшается экономическое состояние населения. Вследствие чего в город начинают поступать инвестиции. Открываются торговые центры, открываются магазины, которые обеспечивают дополнительные рабочие места. Большие расходы населения, которые они уже могут себе позволить, а также налоги от предприятия, увеличивают доход региона, который может расходоваться на благоустройство, развитие инфраструктуры и создания места для досуга.

В совокупности увеличивается привлекательность региона или отдельного города. Это привлекает близлежащие население, которое готово переехать, чтобы улучшить своё положение. Кроме того, рождаемость напрямую зависит от экономических возможностей семьи. Увеличение населения, рост рождаемости создает потребность в жилье. Таким образом, начинается строительство новых домов и квартир. Увеличивается размер города и его население. При этом строятся новые школы, детские сады и современные больницы. Реализация большинства проектов, становится возможным благодаря инвестициям [1, C.60].

Инвестиции позволяют дать толчок к развитию производства, улучшить социально-экономическое положение населения и региона в целом. Причем сумма инвестиции не всегда коррелируется с количеством рабочих мест. В таблице 4 представлены крупные промышленные предприятия, открытые за последние пять лет.

Таблица 4 - Крупные промышленные предприятия России, созданные за последние 5 лет

Название

предприятия

Производимая продукция

Сумма инвестиций

Кол-во работников

Дата открытия

Располо-жение

«БТК Групп»

Трикотаж

500 млн. рублей

2000

2016

Киреевский район Тульской области.

«Транснефть Нефтяные насосы»

Насосные агрегаты для транспортировки нефтепродуктов.

4,1 млрд. рублей

244

2016

Челябинск

Завод «Хевел»

Фотопреобразовательные модули.

5,5 млрд. рублей

600

2015

Новочебоксарск

АО «Кировское машиностроительное предприятие»

Строительство машин.

20 млрд. рублей.

1800

2016

Киров

Судостроительный комплекс «Звезда»

Суда, модернизация атомных подводных ракетоносцев.

145,5 млрд. рублей.

1900

2016

Большой Камень.

ООО «ЗапСибНефтехим»

Производство полиэтилена и полипропилена

Свыше 300 млрд. рублей

1200

2019

Тобольск

Источник: Составлено автором на основе анализа данных Минпромторга РФ

Как следует из представленных данных в таблице 4, новые промышленные предприятия, даже привлекая крупные инвестиции, не создают большого количества рабочих мест, однако значение нового производства по-прежнему велико, так как новые предприятия генерируют развитие в обслуживающих отраслях, создавая уже в них новые рабочие места. Подсчитано, что каждое рабочее место на промышленном предприятии создаёт 4-5 рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом, чем выше развита промышленность, тем выше экономическое состояние региона и потенциал к дальнейшему развитию.

На примере предприятий сельхозмашиностроения и тракторостроения покажем, что дает конкретному региону наличие данных предприятий на его территории. В Южном федеральном округе расположено крупное промышленное предприятие - завод, специализирующийся на производстве сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш». Данное предприятие располагается в Ростовской области в городе Ростов-на-Дону. Предприятие является одним из самых крупных заводов в России, которое можно причислить к группе гигантов.   Это предприятие дает региону более 5000 рабочих мест. Расположение в Ростове-на-Дону выгодно с точки зрения логистики. Конкретно этот завод входит в ТОП-5 самых крупных мировых производителей сельхозтехники. Следует учитывать, что под названием «Ростсельмаш» скрываются целая группа компании. В ГК Ростсельмаш входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах, выпускающих технику под брендами РОСТСЕЛЬМАШ и VERSATILE. Они обеспечивают 11 500 рабочих мест.  В ассортимент входит 24 типа и 150 моделей различной техники. Спрос на отечественном рынке не может покрыть предложение, поэтому ГК Ростсельмаш активно экспортирует свою продукцию в более чем 40 стран мира. В распоряжении Ростсельмаш имеется собственная экспериментальная база и современный центр инновации, обеспечивающий своевременную модернизацию техники в соответствии с запросами рынка и потребителей [7].

Крупнейшим тракторостроительным заводом гигантом, расположенным в Ленинградской области в городе Санкт-Петербург, является АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ). За годы существования данного предприятия было выпущено более 480 000 тракторов «Кировец». Петербургский тракторный завод экспортирует свою технику в другие страны. В частности, это страны, входящие в СНГ, и ряд европейских стран (Франция, Германия, Чехия, Болгария и т.д), а также в Австралию, Канаду и США [8].

Данные предприятия являются самыми крупными производителями сельскохозяйственной техники. Кроме данных предприятий, наиболее крупными заводами производителями сельскохозяйственных машин в Российской Федерации являются: АО «Клевер», АО «Евротехника», ЗАО «Рубцовский завод запасных частей», АО «Мельинвест», ООО «Агро». Совокупно они обеспечивают более 3100 рабочих мест и экспортируют свою технику в более чем 30 стран. Средства, полученные регионами от экспорта, пошли на инвестирование и их развитие.

В 2020 году в рамках программы развития финансирование получили 9 регионов: Псковская область, Тыва, Республика Алтай, Адыгея, Карелия, Чувашия, Алтайский край, Калмыкия и Республика Марий Эл.

Реализация мер займет 3 года. За этот период государство выделит средств на более чем 26 млрд. рублей.

Однако, одними государственными инвестициями решить данную проблему невозможно. В качестве источников финансирования создания нового промышленного производства и модернизации уже действующих предприятий следует, в первую очередь, рассматривать частные инвестиции, как отечественных инвесторов, так и средства зарубежных компаний, действующих в регионах Российской Федерации.  Определенную помощь в создании новых производств способно оказывать и регионы посредством предоставления некоторых налоговых послаблений, кредитной поддержки, помощи в решении проблем инфраструктурного обеспечения, предоставления и оформления земельных участков.

Таким образом, решение проблемы создания новых производств в регионах Российской Федерации требует комплексного подхода, основанного на учете интересов всех участников процесса территориального развития.

Совокупным итогом господдержки стало:

  • Увеличение рынка сельхоз техники в 3 раза.
  • В 2,5 раза выросла численность работников предприятий.
  • В 10 раз выросли инвестиции в отрасль.
  • Примерно на 26% выросла средняя ежемесячная зарплата сотрудников.
  • Снизилась цена техники на 15-20%.
  • В 6 раз выросло количество поставляемых в серийное производство новых моделей сельскохозяйственной техники [5].

Все это благоприятно сказалось на модернизации АПК.

Таким образом, можно сказать, что Правительство РФ смогло преодолеть постепенный упадок с переменной стагнации рынка сельскохозяйственной техники. Производство и обеспечение аграриев сельскохозяйственной техникой является наиважнейшим фактором, позволяющим активно развивать эту отрасль. За последние 12 лет благодаря поддержки государства и регионов, обеспеченность техникой аграриев значительно выросла. Рост рынка сельскохозяйственной техники в совокупности со снижением цены и льгот на приобретение машин, позволило аграриям приобрести ранее недоступную им технику. В свою очередь, это повысило качество труда и количество собираемого урожая. Последовавший экономический рост смог вывести АПК из кризиса. Кроме того, Правительство РФ с поддержки местной власти смогли представить и частично реализовать программу создания новых и современных предприятий. Они призваны улучшить социально-экономическое положение отдельно взятого региона. Проблемы в отрасли остаются, но основные, в виде низкой обеспеченности аграриев техникой, и низкого технического оснащения предприятий, постепенно решаются.

Список литературы

1. Беломестнов, В.Г. Принципы инновационного развития региона / В.Г. Беломестнов // Вестник БГУ. 2020 – № 1. С. 60-62.

2. Буякова, И.А. Инновационная модель развития региона / И.А. Буякова, О.М. Михалева // Вестник БГУ. 2021 №3. – С. 92-95.

3. Каверзин, И.Л. Направления инновационного развития региона / И.Л. Каверзин // Современная конкуренция. - 2020. - № 4. С.120-124.

4. Сетевое издание «Регионы Онлайн» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosrf.ru/news/41019/ (дата обращения 8.04.2022).

5. Тракторизация неизбежна – «Российская Газета» 13 октября 2020 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/10/13/reg-ufo/selhozmashinostroiteli-iuga-rossii-poluchat-finansovuiu-podderzhku.html (дата обращения 10.04.2022).

6. Минсельхоз РФ. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/machinery-subsidy/ (дата обращения: 07.04.2022).

7. Официальный сайт компании «Ростсельмаш» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostselmash.com/company/about/ (дата обращения 6.04.2022)

8. Официальный сайт «Петербургский тракторный завод» – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kirovets-ptz.com/company/ (дата обращения 5.04.2022)


Войти или Создать
* Забыли пароль?