аспирант
В статье рассматривается актуализация в соответствии с логикой всемирного историко-педагогического процесса российской цивилизационной образовательной парадигмы в изменившихся внешне- и внутреннеполитических условиях развития России. Раскрываются воспитательные возможности данной парадигмы в цивилизационном противостоянии России с западной массовой культурой, в обстоятельствах обострившейся «гибридной» и «ментальной войны». Обосновывается содержательное наполнение цивилизационной образовательной парадигмы и ее место в российском образовании.
цивилизационная образовательная парадигма, массовая культура, модернизация образования, многополярность, цивилизационная модель российского образования, российское казачество
1. Аганбегян А.Г. Кризис как окно возможностей для социально-экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. С. 47–69.URL: https://www.doi.org/10.38197/2072-2060-2020-223-3-47-69 (дата обращения 04.03.2021).
2. Астафьева Е.Н. Реализация цивилизационного подхода в первом постсоветском пособии по истории педагогики // Известия академии социального управления. 2014. №1(2). С.308–315.
3. Багдасарян В. Э. Мировой кризис образования: необходимость возвращения к истокам // Центр научной политической мысли и идеологии.2018.URL: https://rusrand.ru/analytics/mirovoj-krizis-obrazovanija-neobhodimost-vozvraschenija-k-istokam (дата обращения 04.08.2020).
4. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. 350 с.
5. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: АСТ, 1999. 397 с.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 2015. 1408 с.
7. Бондаревская Е. В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в Федеральном университете / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального университета, 2015. 216 с.
8. Вайнер Н. Г. Становление цивилизационного подхода в истории отечественной педагогики ХХв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Акмеология образования. 2006. № 3. С. 52-54.
9. Вакулова Т.В., Ковалева Н.С. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике // Концепт. 2020. №8. С.1-19.
10. Голосова С. В., Федоренко Л. П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Концепт. 2016. № 3. С. 36–40.
11. Иванкина Л.И. Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования // Автореферат дис. доктора философских наук: Бурят.гос. ун-т. Улан-Удэ, 2006. 41 с.
12. Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура, и механизмы // Вопросы социальной теории. М.: РГГУ, 2010. Т. IV. С. 282-304.
13. Конституция Российской Федерации с поправками 2020 года.URL: http://duma.gov.ru/news/48953/(дата обращения 14.08.2020).
14. Корнетов Г. Б. История педагогики: монография. М.: АСОУ, 2013. 460 c.
15. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса // Рос.акад. образования, ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. М.: ИТПИМИО, 1994. 265 с.
16. Лихачева А. Б., Макаров И. А. Национальная идентичность и будущее России // Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва. Февраль 2014. 71 с. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/natsionalnaya-identichnost/ (дата обращения 10.10.2019).
17. Лубский А. В. Государство-цивилизация и национально цивилизационная идентичность в России // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 30–45.
18. Лукаш С. Н., Зуев В. А., Эпоева К. В. Российская идентичность: созидательный потенциал культуры казачества: монография / Под общ.ред. д-ра пед. наук С. Н. Лукаша. Армавир: РИО АГПУ, 2020. 228 с.
19. Лукаш О.С. Психологические представления о позитивных альтернативах отчуждения человека// Культурно-историческая психология. 2013. №1. С. 62–70.
20. Минобороны считают, что США начали против России новый тип войны. 25.03.2021.URL:https://iz.ru/1142118/2021-03-25/v-minoborony-schitaiut-chto-ssha-nachali-protiv-rossii-novyi-tip-voiny(дата обращения 28.03.2021).
21. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования: коллективная монография / под ред. Е. П. Белозерцева. 2-е изд. М.: АИРО–XXI.2017. 592 с.
22. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119–154.
23. Путин В. В. Россия не просто страна, а отдельная цивилизация // «Новые известия», газета.17 мая 2020. URL:https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya(дата обращения 14.08.2020).
24. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления // Проект Международного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований. 2017.URL: https://ruskline.ru/analitika/2017/03/17/sistemnyj_krizis_otechestvennogo_obrazovaniya_kak_ugroza_nacionalnoj_bezopasnosti_rossii_i_puti_ego_preodoleniya/(дата обращения 20.10.2020).
25. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Информационно-правовой портал «Гарант.ру».URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/ (дата обращения 20.10.2020).
26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. M.: OOO «Издательство ACT», 2003. 603 с.
27. Sachs J.D. What Went Wrong in Russia // New Perspectives Quarterly. 2009. Vol. 1б. Iss. 1 (Winter). P. 31-32.