, Россия
сотрудник с 01.01.2022 по настоящее время
Москва, Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы психологического сопровождения в детско-юношеском спорте в современной науке. Цель исследования – разработать модель комплексного психологического сопровождения подготовки спортсменов в системе детско-юношеского спорта. Методы исследования – теоретический анализ, психологическое моделирование. Предполагается, что моделирование системы психологического сопровождения в детско-юношеском спорте позволит наиболее наглядно, в первую очередь с практической точки зрения, представить данную систему, включая все её элементы: задачи, функции, средства (инструменты), объекты-субъекты, а также, выявить взаимосвязи между этими элементами и условия эффективного функционирования системы. В результате проведённого исследования были определены основные задачи, функции, средства модели психологического сопровождения подготовки юных спортсменов. Основными задачами психологического сопровождения являются: – повышение уровня психологической подготовленности спортсменов в контексте реализации задач тренировочного процесса и соревновательной деятельности; – личностное развитие спортсменов, что особенно актуально применительно к детскому и юношескому возрасту; – сохранение психического здоровья юных спортсменов и поддержание высокого уровня их психологического благополучия. Выделены следующие функции психологического сопровождения: образовательная, оценивающая, развивающая, помогающая и профилактическая. К основным средствам психологического сопровождения отнесены: психодиагностика; психологическое консультирование; психологические тренинги, семинары и мастер-классы; специальные тренировки и методические рекомендации. Важным условием реализации предложенной модели психологического сопровождения является использование синергетического подхода, который проявляется в первую очередь в отказе от излишней формализации педагогического процесса, значительной автономности его участников, а также многовариантности вектора психологической подготовки спортсменов – наличии альтернативных способов и методов, наиболее эффективных в определённых ситуациях и текущих условиях.
психологическое сопровождение, детско-юношеский спорт, юные спортсмены, процесс подготовки, психологическая подготовка, уровень психологической подготовленности
1. Бабичев И. В. Психологическая подготовка юных теннисистов : книга для тренеров и родителей теннисистов. – Москва: Перо. 2018. – 123 с.
2. Бабичев И. В., Лапин А. Ю., Поляев Б. А., Жихарева О. И. Особенности психологического консультирования в спорте // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2017. – № 4 (142). – С. 49–53.
3. Гайдамашко И. В., Бабичев И. В. Особенности психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 1. – С. 36–41.
4. Гайдамашко И. В., Бабичев И. В. Организационно-педагогические условия применения психодиагностики в работе тренеров в детско-юношеском спорте // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 2. – С. 60–65.
5. Гайдамашко И. В., Бабичев И. В. Содержание психологической компетентности тренера в детско-юношеском спорте в аспекте психологической подготовки спортсменов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 4. – С. 33–41.
6. Гайдамашко И. В., Бабичев И. В., Вечерина А. Н. Условия и механизмы формирования функциональной грамотности в подростковом и юношеском возрасте // Человеческий капитал. – 2022. – № 1 (157). – С. 190–195.
7. Дмитриева Ю. А., Грязева-Добшинская В. Г. Метод моделирования в социальной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – № 1. – С. 18–25.
8. Ильин Е. П. Психология спорта. – Москва [и др.]: Питер, 2008. – 351 с.
9. Лоер Дж., Кан Е. Книга для родителей, чьи дети играют в теннис. – Санкт-Петербург: Сэнтэ, 2008. – 63 с.
10. Смирнова В. В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10 (56). – С. 89–93.
11. Солдатова Г. В., Смирнова Н. В. К проблеме психологического сопровождения спортсменов // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 1. – С. 56–58
12. Gaidamashko I., Babichev I., Zhikhareva O. The main conditions for the development of the teacher’s professionalism in modern conditions / E3S Web of Conferences. 14. – Rostov-on-Don, 2021.