сотрудник с 01.01.2006 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
аспирант
Мурманск, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.81 Криминология
ОКСО 40.07.01 Юриспруденция
ББК 6751 Криминология
BISAC SOC004000 Criminology
Статья посвящена анализу содержания общесоциальных и специальных мер предупреждения преступлений коррупционной направленности в МЧС России. Авторы подробно и последовательно раскрывают сущность понятий «предупреждение коррупции» и «профилактика коррупции». Особое внимание уделяется наличию проблемных вопросов в реализации специальных мер предупреждения коррупции в МЧС России. Вносятся авторские предложения по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений.
коррупция, противодействие коррупции, предупреждение коррупции, профилактика коррупции, общесоциальные меры предупреждения коррупции, специальные меры предупреждения коррупции
Одной из главных угроз современного российского общества является коррупция. В настоящее время от проявлений этого преступного деяния социально-экономической безопасности нашей страны наносится колоссальный ущерб. Актуальность данной проблемы подчеркивается размахом проводимой государством работы по совершенствованию деятельности в сфере борьбы с коррупцией.
Несмотря на все проведенные процедуры, к сожалению, пока преступления коррупционной направленности остаются актуальной проблемой и для МЧС России [1].
Общемировая экономическая рецессия, связанная с пандемией COVID-19, а также введение масштабных санкций в отношении отдельных секторов российской экономики и ряда крупных отечественных компаний нашей страны в ответ на проведение специальной военной операции на территории Украины спровоцировали существенный рост цен внутри страны на продовольствие, технику и продукты первой необходимости, а также волатильность курса российского рубля. В соответствии с проведенным Центробанком макроэкономическим опросом в марте 2022 г. в России спрогнозирован спад ВВП на 8% и инфляция на уровне 20% [2]. Указанные факты снижают уровень социальной защищенности личного состава системы МЧС России и могут, в том числе, сказаться и на результативности мероприятий по предупреждению преступлений коррупционной направленности внутри Министерства.
Термин «предупреждение преступности» понимается как целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений [3].
В современной российской законодательной базе определение понятия «предупреждение преступлений» не дается. Вместе с тем в криминологической науке существует во многом сходная дефиниция «профилактика преступлений». В настоящее время высказывается мнение о том, что профилактика является составной частью предупреждения правонарушений [4].
Однако в середине прошлого столетия ученые не находили различия в содержании терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение». Например, И.А. Гольфанд и П.П. Михайленко считали, что содержание этих терминов едино, в этом смысле они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу [5].
Со вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон № 182-ФЗ) [6] законодатель впервые нормативно закрепил понятие «профилактика правонарушений», согласно которому под ней понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 182-ФЗ предупреждение преступлений является одним из направлений профилактики преступлений.
В свою очередь, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) [7] устанавливает правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В целом, можно сделать вывод, что в сфере противодействия коррупции исходя из законодательно закрепленной дефиниции «профилактика коррупции» (п. «а» ч. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ), она либо является составной частью «предупреждения коррупции», либо представляет собой равнозначное понятие. На наш взгляд, даже при наличии определенных концептуальных различий, названные понятия все же являются тождественными.
В юридической литературе меры предупреждений преступлений традиционно разделяются на общесоциальные и специальные.
Общесоциальные меры предупреждения сконцентрированы на устранении всего спектра причин и условий совершения преступлений в социальной сфере.
Под общесоциальными мерами предупреждения преступности понимается комплекс социальных, экономических, правовых, организационно управленческих и ряд других мер, направленных на повышение материального уровня жизни населения, стабилизацию, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение воспитательной работы, повышение культуры и сознательности граждан и т.д. [8].
К общесоциальным мерам противодействия коррупции в МЧС России можно отнести:
- Формирование нетерпимости к коррупционному поведению в обществе. Данная мера профилактики направлена на повышение уровня правовой культуры граждан, а также на формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям в обществе.
Значимость данной меры для общества предопределила принятие системообразующих актов, затрагивающих широкий круг общественных отношений и определяющих направление работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в нашей стране [9].
Например, во исполнение подпункта «г» п. 36 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, была утверждена Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021–2024 гг. [10]. Очевидно, что ожидаемый результат от реализации данной программы приведет к формированию нетерпимого отношения к коррупционному поведению в современном обществе и повышению уровня правосознания граждан.
- Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Ведущими задачами парламентского контроля в сфере противодействия коррупции является обеспечение исполнения принятых законодательных актов, а также контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Одной из форм парламентского контроля является расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, осуществляемое палатами Федерального Собрания Российской Федерации. В целях регулирования названных отношений был принят Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Принятым в 2013 г. Федеральным законом № 77-ФЗ «О парламентском контроле» закреплены цели, принципы, формы и субъекты парламентского контроля в Российской Федерации.
В свою очередь, общественный контроль за соблюдением действующего законодательства о противодействии коррупции в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [11].
- Развитие и повышение эффективности управления экономикой.
Длящаяся уже несколько лет пандемия COVID-19, а также влияние геополитических факторов, а именно санкции недружественных стран значительно усиливают падение реальных доходов населения в нашей стране. Указанные обстоятельства могут оказать некоторое воздействие на рост коррупционной преступности, в том числе, в системе МЧС России.
По нашему мнению, в настоящее время в целях восстановления и долгосрочного развития отечественной экономики, а также минимизации создания социальной напряженности необходимо:
– провести меры по оптимизации и перераспределению расходов государственного бюджета с учетом сложившейся обстановки;
– восстановить рынок труда, обеспечить занятость населения;
– обеспечить логистические цепочки продукции и продолжить расширение импортозамещения во всех отраслях экономики для исключения дефицита потребительских товаров;
– принять меры по поддержке самых незащищенных слоев населения (семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и т.д.) путем повышения МРОТ, индексации пенсий и иных социальных выплат на уровень реальной инфляции;
– оказать поддержку малым и средним предприятиям, которые больше всего пострадали из-за последствий пандемии.
- Совершенствование законодательной базы в сфере борьбы с коррупцией.
В Российской Федерации правовая база противодействия коррупции сформирована и полностью соответствует принятым международным актам в указанной сфере.
Вместе с тем, законодательство в данной сфере претерпевает трансформацию, обусловленную изменениями, происходящими в обществе, а также усиливающимся вниманием государства к проявлениям коррупции.
Однако, эффективность борьбы с коррупцией в немалой степени зависит от применения целого комплекса мер не только общесоциальной направленности, но и специальной. Под специальным предупреждением преступности в криминологической науке понимается система воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений. Особое внимание уделяется тем, которые могут быть особо привлекательными для преступников, либо тем, в которых сосредоточиваются, формируются и действуют преступники [12].
В самом общем плане можно сказать, что базой специального предупреждения коррупционной преступности в МЧС России, является создание условий по минимизациии устранению детерминантов коррупционной преступности в системе МЧС России, что продиктовано фактически сложившимся запросом общества.
По нашему мнению, можно выделить следующие основные специальные меры предупреждения коррупции в системе МЧС России, некоторые из которых нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
- Социально-экономические меры. Под ними понимается повышение социальной и экономической защищенности личного состава МЧС России, а именно достижение такого уровня жизни государственных служащих и работников МЧС России, который соответствовал бы достойному уровню благосостояния.
- Повышение заработной платы (денежного довольствия) для всего личного состава МЧС России, который является основным средством его материального обеспечения.
Правительством России ежегодно обеспечивается индексация заработной платы (денежного довольствия) с учетом роста потребительских цен на товары и услуги в установленном законодательством размере за счет выделяемых на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Хотелось бы отметить, что в МЧС России проходят государственную службу (работают) несколько категорий личного состава: (военнослужащие спасательных воинских формирований (далее – военнослужащие), сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудники ФПС ГПС), федеральные государственные гражданские служащие (далее – ФГГС), работники МЧС России. Справедливости ради, следует подчеркнуть, что меры социальной защиты и уровень заработной платы (денежного довольствия) указанных категорий личного состава МЧС России значительно разнится.
Самыми «защищенными» являются категории военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС, численность которых преобладает в структуре Министерства. Например, большинство вопросов социальной защищенности сотрудников ФПС ГПС было решено после принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13]. Названный документ регулирует общественные отношения, связанные c денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников ФПС ГПС, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
По нашему мнению, на данный момент существует проблема дифференциации оплаты труда в структуре МЧС России. Так, например, в одном структурном подразделении могут работать (проходить службу) до 4 разных категорий личного состава, и разница в заработной плате может достигать 2-3 раза. Самая высокая заработная плата у военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС, самая низкая у гражданского персонала.
Руководством страны осуществляются попытки разрешить названный вопрос, например, в части повышения заработной платы работникам реагирующих подразделений пожарной охраны МЧС России. Во исполнение пп. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 20.06.2019, минимальный уровень оплаты труда названной категории увеличен.
-
- Предоставление жилого помещения, либо выплат для приобретения или строительства жилого помещения в зависимости от категории службы (работы). Выделяемые Правительством Российской Федерации ежегодно лимиты бюджетных обязательств на эти цели, к сожалению, пока не обеспечивают потребность МЧС России. Например, очередь на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников ФПС ГПС ежегодно увеличивается, в то же время личный состав, подтвердивший право на такую выплату с 2014 г., остается по сей день не обеспеченным. Также отмечаем, что на категорию работников МЧС России такой вид социальной гарантии не распространяется.
- Социальные компенсации:
– компенсация за наем (поднаем) жилого помещения или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда [14];
– за выполнение служебных (трудовых) обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного (рабочего) времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
– за неиспользованную часть основного отпуска;
– расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей;
– в виде возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей и др.
- Совершенствование работы с обращениями граждан. Прием обращений – это тот инструмент, который создан, в том числе, для дополнительного получения информации в целях совершенствования работы по борьбе с коррупцией в МЧС России.
Для сохранения единых подходов к работе с обращениями граждан разработан и утвержден приказом МЧС России от 29 декабря 2021 г. № 933 Порядок организации делопроизводства по вопросам рассмотрения обращений граждан в системе МЧС России. Порядок определяет единые правила приема, регистрации и учета обращений граждан в МЧС России, порядок осуществления делопроизводства при их рассмотрении, порядок подготовки и направления ответов на них, полномочия должностных лиц при рассмотрении отдельных видов обращений, порядок организации личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений, организации хранения письменных обращений и материалов, связанных с их рассмотрением, а также анализа состояния работы с обращениями граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях, находящихся в ведении МЧС России.
В результате анализа информационно-аналитического отчета о результатах работы с обращениями граждан и организаций в МЧС России за 2021 г. установлено, что граждане активно обращались по вопросам о возможных фактах коррупции, противоправного поведения сотрудников и обжалованию действий (бездействий) должностных лиц МЧС России. Количество таких случаев составило 1815, что составляет всего 1,26% от общего количества обращений. Кроме того, результаты анализа показывают, что из всех поступивших обращений названной направленности подтвердились всего 15 случаев – это на 16 процентов меньше, чем в 2020 г. Перенаправлены обращения по компетенции в правоохранительные и надзорные органы всего в 2 случаях.
По нашему мнению, данное направление профилактики коррупции является весьма перспективным и требует дальнейшего развития. В связи с повсеместным внедрением современных технологий и для повышения эффективности в этом направлении, следует внедрить в практику рассмотрение сообщений граждан, направленных через социальные сети и другие мессенджеры, с обязательным проведением идентификации и аутентификации личности, для скорейшего реагирования административных органов, а также внедрять в практику прием заявителей с применением системы видеоконференцсвязи.
- Улучшение кадрового подбора.
Данная мера призвана повысить прозрачность и эффективность проведения конкурсов на замещение должностей и ужесточить ответственность руководителей МЧС России за невыполнение требований закона в данной сфере.
Например, поступление на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом в соответствии со ст. 21-22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [15]. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится, как правило, в виде тестирования. По нашему мнению, для повышения прозрачности такого рода конкурсов необходимо законодательно закрепить проведение аудио- и видеозаписи всех этапов данной процедуры. Также закрепить обязанность предоставлять данные записи по письменному мотивированному запросу, а также хранить указанные записи в течение 3 лет с момента проведения конкурса.
- Профессионально-нравственное воспитание.
Воспитательная работа как антикоррупционная мера проводится в структурных подразделениях путем направления правового сознания в сторону отторжения и неприятия проявлений коррупции, а также путем утверждения в сознании каждого государственного служащего (работника) принципов антикоррупционной деятельности.
Данная сфера направлена на формирование и развитие у личного состава МЧС России представления об антикоррупционном поведении и соблюдении положений действующего законодательства.
В силу п. 6 Положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 28 октября 2019 г. № 614 [16] в перечень основных задач воспитательной работы входит, в том числе формирование у должностных лиц МЧС России антикоррупционного поведения. Указанная сфера противодействия коррупции охватывает все этапы служебной (трудовой) деятельности личного состава. В настоящее время в каждую должностную инструкцию (регламент) руководителя структурного подразделения организации МЧС России, а также положения о таком структурном подразделении включена обязанность по проведению воспитательной работы.
Особая роль в системе воспитательной работы в системы МЧС России отводится правовому информированию. Данное мероприятие направлено на формирование правильного понимания и исполнения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы прохождения службы, правовой и социальной защиты должностных лиц МЧС России [17]. В последнее время правовое регулирование практически во всех сферах российского законодательства активно меняется, и очень важно вовремя доводить до каждого государственного служащего (работника) информации о наличии у него прав и свобод, установленных действующим законодательством, а также оказывать помощь в их реализации.
- Антикоррупционная экспертиза правовых актов МЧС России и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является инструментом профилактики коррупции в рамках единой антикоррупционной политики государства, а также средством обеспечения повышения качества принимаемых нормативных правовых актов.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ, которым утверждена методика проведения данной экспертизы, в Министерстве был издан приказ МЧС России от 29 июня 2010 г. № 299 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [18].
- Повышение престижа службы (работы) в МЧС России, в том числе информирование граждан об успехах антикоррупционной деятельности в Министерстве через средства массовой информации.
Именно из результатов общественного мнения можно понять реальное отношение граждан к деятельности органов власти. Формирование позитивного имиджа МЧС России среди населения происходит только в результате эффективного выполнения задач по предназначению в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Хотелось бы отметить возросшую роль подразделений по взаимодействию со СМИ. Именно на нах возлагается функция по укреплению авторитета Министерства и повышения престижа службы (работы) в МЧС России.
- Декларирование. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность для граждан при поступлении на государственную или муниципальную службу в обязательном порядке подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В этой связи Минтруд разработал «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год)» [19].
Таким образом, специальные меры по предупреждению коррупционной преступности в МЧС России представляют собой именно целостную комплексную систему, где каждая из них выступает важным элементом единого механизма, способным дополнять и развивать соседние его элементы. В то же самое время, указанные элементы могут, и вполне себе вероятно, нуждаются в дополнении и расширении, а порой и группировании с учетом меняющихся реалий.
По своей сути, основой реализации специальных мер предупреждения коррупционной преступности в системе МЧС России является создание такого уровня и качества жизни, функционирования личного состава МЧС России, в котором будет невозможно развитие предпосылок для совершения противоправных деяний коррупционной направленности.
Очевидно, что предупреждение коррупционной преступности в МЧС России, являя собой комплекс мероприятий по созданию и реализации системы целенаправленных мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению, будет тогда лишь эффективен, когда достижение намеченных целей станет ощутимым и когда они будут применяться вместе, дополняя друг друга.
Не вызывает сомнений тот факт, что МЧС России, опираясь на положения действующей нормативной правовой базы в сфере борьбы с коррупцией и действуя в ее развитие, проводит интенсивную работу в указанной сфере, показывая приверженность принципам ее противодействия, а также строгое исполнение действующего законодательства для ее предупреждения, профилактики. Несмотря на проводимые мероприятия по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, изменение организационно-штатной структуры, совершенствование воспитательной работы, повышение социальной защищенности всего личного состава и других мер – комплекс мер общесоциального и специального предупреждения коррупционной преступности в системе МЧС России нуждается в дальнейшем совершенствовании.
1. См., напр.: Общественный комитет по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программы Президента РФ [Электронный ресурс] // URL: https://corrypcii.net/korrypcia_v_mhs_rossii (дата обращения: 14.04.2022); Первое Антикоррупционное СМИ [Электронный ресурс] // URL: https://pasmi.ru/?s=%D0%BC%D1%87%D1%81 (дата обращения: 14.04.2022)
2. Макроэкономический опрос Банка России [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (дата обращения: 14.04.2022).
3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2007. ─ С. 435.
4. Сизикова Н.М. Профилактика правонарушений в области избирательных прав: дис. … канд. юрид. Наук. ─ М., 2008.С.51-52.
5. Гельфанд И.А. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности / И.А. Гельфанд, П.П. Михайленко. - Киев, 1964. - C.12-13.
6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс»
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»//СПС «Консультант Плюс» (ред. от 26.05.2021).
8. Костюченко М.А. Общесоциальное предупреждение преступлений в кредитной сфере // Сибирский юридический вестник. ─ 2016. ─ № 3(74). ─ С. 91.
9. См., напр.: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//СПС «Консультант Плюс»
10. Распоряжение Минобрнауки России от 14 декабря 2021 г. № 475-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы»//СПС «Консультант Плюс»
11. См.: Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013); Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 14.03.2022); Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018).
12. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - С. 448-449.
13. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс» (ред. от 28.06.2021).
14. См., напр.,: Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Статья 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Пункт 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Статья 30 Федерального закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»//СПС «Консультант Плюс»
15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //СПС «Консультант Плюс»(ред. от 30.12.2021).
16. Приказ МЧС России от 28 октября 2019 г. № 614 «Об утверждении Положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России»//СПС «Консультант Плюс»
17. Приказ МЧС России от 28 октября 2019 г. № 614 «Об утверждении Положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России»//СПС «Консультант Плюс»
18. См.: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Приказ МЧС России от 29 июня 2010 г. № 299 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»//СПС «Консультант Плюс» (ред. от 10.06.2019).
19. См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (ред. от 08.11.2021); Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) [Электронный ресурс] // URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/anticorruption/Methods/13 (дата обращения: 14.04.2022).