В статье обсуждается проблема реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Рассматривается влияние дидактических словесных игр на становление умения младших школьников продуктивно общаться со сверстниками: ставить вопросы, обсуждать совместные действия, учитывать особенности и интересы партнеров по игре. Приводятся примеры дидактических словесных игр, которые способствуют формированию трех видов коммуникации: взаимодействие с партнером; учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; коммуникация, направленная на обеспечение сотрудничества.
младший школьник; коммуникативные универсальные учебные действия; виды коммуникации; средства развития навыков коммуникации; дидактические словесные игры
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008. – С. 58–65.
2. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников. – М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 136 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 c.
4. Колкунова А.В. Система формирования УУД средствами игрового обучения // Молодой учёный. – 2014. – № 8 (67). – С. 796–798.
5. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/593157 (дата обращения: 29.03.2022).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 29.03.2022).
7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. – М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. – 260 с.