Инновационная экономика, или экономика знаний, сегодня развивается во многих странах. Наиболее масштабно, быстро и качественно это развитие происходит при наличии интеллектуальной собственности, принципиально меняющей качество экономики, ключевые организационные формы бизнес-структур, ведущие технологии и самую сущность отношений на рынке. Создание эффективной национальной инновационной системы, способной активно и масштабно «включить мозги нации» в экономический оборот и стабильно наращивать в бюджете доходы от высоких технологий, в существенной мере зависит от наличия на государственном уровне качественной стратегии в сфере интеллектуальной собственности.
государство; знания; инвестиции; инновации; интеллектуальная собственность; «мягкая сила»; рынок; стратегия; технологии; экономика; экономический оборот.
Последние годы деловые люди и политики разных стран отмечают существенное усиление интеллектуального противоборства не только в бизнесе, но и между государствами. В современной мировой экономике наблюдаются тенденции к усилению инновационной направленности как на уровне предприятий, так и на уровне государственной политики в странах с наиболее развитой экономикой. В связи с этим управление персоналом становится все более ориентированным на инновационную деятельность, основанную на использовании интеллектуальной собственности.
В Комитете по интеллектуальной собственности Торговопромышленной палаты Российской Федерации (далее — ТПП РФ) в марте 2012 г. была разработана и опубликована Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности, где вопросы управления персоналом рассматриваются в рамках новой государственной политики усиления роли интеллектуальной собственности. Данная Концепция прошла обсуждение в Комитетах ТПП РФ, в министерствах, ведомствах и госкорпорациях. По результатам ее обсуждения в Совете Федерации Правительству рекомендовано разработать соответствующую Государственную стратегию интеллектуальной собственности (ГСИС). Специалистов по управлению персоналом и интеллектуальными ресурсами ждут интересные времена и новые веяния в аспекте международных и государственных отношений в сфере творческой деятельности. Политика «мягкой силы» направлена на изменение отношений к творчески активным и продуктивным деятелям в области науки, инноватики, искусства и литературы.
В настоящее время 25 экономически развитых стран и стран с переходной экономикой разработали и используют государственные стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС), считая их роль ключевой в развитии своих национальных экономик. Не менее актуальна разработка такой ГСИС для российской экономики, учитывая ее нынешнюю ресурсную направленность.
Высокоэффективные интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность, как исключительные права на результаты творческой деятельности, должны стать ведущим инструментом модернизации российской экономики. На их основе обеспечивается создание качественно новой и существенно более эффективной экономики на основе инноваций. Это происходит за счет вовлечения и использования в экономике интеллекта широких масс в качестве саморазвивающейся движущей силы.
Опыт ведущих стран мира, в частности США, Германии и Японии, показывает, что интеллектуальная собственность является исходным фактором создания новых рабочих мест, новых товаров, работ, услуг и решения экологических проблем. Это важнейший источник пополнения государственного бюджета и основной антикризисный фактор стабилизации экономики и ее эволюционного развития.
Стратегический и междисциплинарный характер применения интеллектуальной собственности в экономике выступает залогом эффективности механизмов ее применения. Государственная стратегия интеллектуальной собственности должна стать важнейшим инструментом формирования и развития инновационной экономики, ее исходным и центральным звеном. В России без ГСИС крайне сложно снизить высокий уровень контрафакции товаров и услуг на внутреннем рынке, развивать инновации, приостановить «утечку мозгов» из страны и, тем более, приглашать выдающихся ученых, изобретателей и инновационных менеджеров из других стран.
1. Захаров А.В., Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2012. — № 3.— С. 14—21.
2. Leontyev B.B. Comments on «Guidance for a strategy generation on intellectual property for countries in transition» World Intellectual Property organization, part I // Intellectual Property. Industrial Property. — 2010. — № 8. — Р. 4—13.
3. Leontyev B.B. Comments on «Guidance for a strategy generation on intellectual property for countries in transition» World Intellectual Property organization, part II // Intellectual Property. Industrial Property. — 2010. — № 9. — P. 6—21.
4. Леонтьев Б.Б. Институционализация интеллектуальной собственности государства //Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2011. — № 2. — С. 4—16.
5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр576).
6. Варфоломеев В.П. Управление высокотехнологичным производством. — М.: Экономика, 2009.
7. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник / кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008.
8. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2006.
9. Леонтьев Б.Б. Теория идей как фундаментальная основа интеллектуальной собственности // Журнал для акционеров. — 2006. — № 11. — С. 18—27.
10. Леонтьев Б.Б. Форма, содержание и назначение интеллектуальной собственности как сбалансированной системы знаний // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2007. — № 12. — С. 96—102.
11. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / кол. авторов; автор проекта и координатор исследований А.Ю. Юданов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008.
12. Шторх А.К. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. Размышления о природе национального дохода. — М.: Изд. дом «Экономическая Газета», 2008.
13. Управление инновациями-2010: Мат-лы междунар. научно-практ. конф. (15—17 ноября 2010 г.) / Под ред. Р.М. Нижегородцева. — М.: ЛЕНАНД, 2010.
14. Chesbrough H. Open Innovations: the New Imperative for Creating and Profiting from technology // RTM. 2003. № 3.
15. Josh Lerner. Innovation, Entrepreneurship and Financial Market Cycles // OECD Science, Technology and Industry Working Papers. 2010. № 3. OECD Publishing.
16. Hughes A. Optimal Innovation Systems: Lessons from the UK and the USA // Innovation: Management, Policy & Practice. Vol. 8. Issue 4—5. Pp. 369—377.
17. Gonzalez-Loureiro M., Figueroa Dorrego P. Intellectual capital on regional innovation systems: toward the momentum of growth rates of business performance // International Journal of Transitions and Innovation Systems (IJTIS). Vol. 1. Issue 1. 2010. Р. 82—99.
18. Berkun S. The Myths of Innovation. 1 ed. O’Reilly Media, Inc., 2007.