Представлена методика компьютерного моделирования режимов сложных систем тягового электроснабжения, включающих линии «два провода – рельс» (ДПР). Разработанные компьютерные модели ЛЭП ДПР могут применяться при разработке мероприятий, на-правленных на повышение энергетической эффективности и качества электроэнергии в систе-мах электроснабжения нетяговых потребителей
линии электропередачи «два провода–рельс», качество электроэнергии, моделирование
Линии ДПР [1] подключаются к тяговым шинам 27,5 кВ, напряжения на которых отличаются значительными уровнями высших гармоник. Кроме того, имеет место заметная несимметрия по обратной последовательности, вызванная однофазной тяговой нагрузкой. Искажение качества электроэнергии на зажимах потребителей, подключенных к подстанциям линии ДПР, возникает также вследствие электромагнитного влияния тяговой сети. Поэтому задача повышения показателей, характеризующих качество электроэнергии в сетях, питающихся от таких линий, приобретает особую актуальность [2].
В докладе приведены результаты моделирования, направленного на улучшение качества электроэнергии на зажимах потребителей, получающих питание от ЛЭП ДПР, на основе применения регулируемых источников реактивной мощности (ИРМ). На рисунке 1 показаны графики, характеризующие динамику изменений коэффициентов k2U, характеризующих несимметрию по обратной последовательности.
Рисунок 1 – Изменения коэффициентов несимметрии k2U на шинах 0,4 кВ
При отключенном ИРМ напряжения на шинах подстанции потребителя далеко выходят за допустимые пределы. Размах колебаний лежит в пределах 8,5…42 В. При включении ИРМ напряжения всех фаз лежат в нормативных пределах; размах колебаний составляет 0,5…2,5 В.
При отсутствии ИРМ максимум коэффициента k2U на шинах 0,4 кВ достигает 13 %, что более чем в шесть раз превышает нормально допустимое значение. Включение ИРМ обеспечивает снижение этого коэффициента до нормативных пределов; при этом максимум k2U равен 0,82 %.
Зависимости реактивных мощностей, генерируемых ИРМ, отличаются интенсивной динамикой. Размахи колебаний лежат в пределах 1110…1300 квар. Для стабилизации напряжений необходим ИРМ с мощностью квар на фазу.
1. Бочев А. С., Финоченко Т. Э. Модернизация линии продольного элек-троснабжения "два провода – рельсы" // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. № 4 (24). 2006. С. 117-119.
2. Управление режимами систем электроснабжения железных дорог на основе технологий интеллектуальных сетей (smart grid) / Г. О. Арсентьев, Ю. Н. Булатов, А. В. Крюков [и др.] / Под редакцией А. В. Крюкова. Иркутск : ИрГУПС, 2019. 414 с.