Применение новых информационных технологий позволяет учителю и обучающимся не только проверить уровень усвоенных знаний, но и продемонстрировать эти знания. При обучении иностранному языку с помощью технических средств обучения, обучающиеся приобщаются к мировому культурно-образовательному пространству, что, несомненно, повышает их мотивацию к овладению иностранным языком. В статье рассмотрены преимущества технических средств при обучении иностранным языкам
информационные технологии, технические средства обучения, визуализация учебного материала
Технические средства обучения значительно облегчают усвоение иностранного языка посредством прослушивания звукозаписей, просмотра кино- и видеофильмов, использования персональных компьютеров. Кроме того, ТСО могут обучать учащихся с помощью, специально созданной для этих целей аппаратуры без участия учителя. Последний, в свою очередь, лишь осуществляет контроль за работой аппаратуры и ее программой.
Опыт обучения иностранному языку в школе показывает, что успеваемость обучающихся, качество усвоения учебного предмета при умелом, разумном, научно-обоснованном использовании на занятиях ТСО резко повышается при одновременном сокращении времени, отведенном для этих целей.
Благодаря ТСО учащиеся тренируются не только в рецептивной и репродуктивной иноязычной речи, но и в продуктивной иноязычной речи, которую преподаватели и методисты обычно называют спонтанной или неподготовленной. ТСО, используемые в учебном процессе при изучении иностранного языка, являются не только надежными тренажерами, но и богатыми источниками информации.
Необходимо также отметить, что визуализация учебного материала, воздействуя на эмоциональные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала. Сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляет большие возможности для комплексного развития навыков речевой деятельности учащегося на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.
Технические средства обучения – это качественно новое орудие труда учителя. Выделим некоторые преимущества ТСО.
Во-первых, они способствуют решению проблемы массовости в обучении (телевидение позволяет преподавателю осуществлять такие виды деятельности, как объяснение и показ и, в какой-то степени, управление вниманием обучающихся), но они исключают возможность обратной связи, т.е. передачи учителю информации об уровне обученности обучающихся.
Во-вторых, ТСО помогают индивидуализировать обучение.
В-третьих, ТСО обеспечивают стопроцентную активность обучающихся. При работе с ними все обучающиеся находятся при деле, а не ждут своей очереди, как происходит в обычных условиях при обучении иностранному языку.
В-четвертых, ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу обучающихся при формировании навыков и умений устной речи. Индивидуальные задания при работе со звукозаписью могут получать обучающиеся в зависимости от их способностей.
В-пятых, технические средства лучше, чем другие средства обучения, способны реализовать дидактический принцип наглядности. Ведь в данном случае широко представлена не только зрительная, но и слуховая наглядность и зрительно-слуховая наглядность одновременно.
В-шестых, технические средства позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи.
В-седьмых, если радио и телевидение исключают возможность обратной связи, то существует целый ряд других технических средств, которые такую связь предполагают. Преимуществом ТСО является их способность реализовать обратную связь – основную функцию контроля и самоконтроля.
К недостаткам технических средств относят обычно их невысокую надежность, большую стоимость и относительную сложность в эксплуатации [1].
Итак, технические средства имеют значительные преимущества по сравнению с другими средствами обучения. Вот почему в настоящее время в учебных заведениях используется целый арсенал технических средств, среди которых немаловажное место занимают по-прежнему кино- и видеоаппаратура.
1. Дмитренко, Т. А. Методика преподавания английского языка в ВУ-Зе / Т.А. Дмитренко. – М.: МЭЛИ, 2009. – 92 с.