Актуальность исследования заключается в целесообразности осуществления подготовки специалистов-международников к профессиональной коммуникации посредством разнообразных видов проектных технологий. Использование метода проектов при профессиональной подготовке студентов-международников позволяет развивать профессиональные навыки и получать новые знания, которые пригодятся в работе. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что участие в проектной деятельности способствует формированию умений и навыков осуществления профессиональной коммуникации студентов-международников. Цель исследования заключается в анализе особенностей организации и проведения проектных технологий и рассмотрении их влияния на формирование умений и навыков осуществления профессиональной коммуникации студентов-международников. Материалы и методы. Были использованы такие теоретические методы, как анализ, систематизация и обобщение положений научной литературы по проблеме исследования, представлен обзор работ российских и зарубежных ученых по проектной деятельности и профессиональной подготовке студентов вуза. Эмпирические методы включали педагогическое наблюдение за подготовкой и участием студентов-международников в проекте «Модель ООН». Был также проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 56 студентов, обучающихся по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина. Представлено описание проектной технологии «Модель ООН», которая реализуется в рамках внеучебной деятельности студентов вуза. Анализ мнений студентов о проекте «Модель ООН» показал, что студенты с большим интересом участвовали в этом проекте и считают его полезным для формирования профессиональных умений и навыков будущего специалиста в области международных отношений. Вывод и перспективы дальнейших исследований. Проектная деятельность способствует совершенствованию умений и навыков осуществления профессиональной коммуникации студентов-международников. В дальнейшем могут быть интересны следующие направления исследований: разработка и реализация проектов в учебной и научной деятельности студентов-международников, выполнение ВКР в виде стартапа.
проектные технологии; профессиональная подготовка; студенты-международники; профессиональная коммуникация; специалист в области международных отношений
1. Воевода Е. В., Воленко О. И. Совершенствование системы профессиональной языковой подготовки специалистов международного профиля // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 6 (67). — С. 204-206.
2. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. / пер. с англ. Ю. П. Клюкина, В. В. Пастоева, Г. И. Фомина. —2-е изд. — М.: Международные отношения, 2019. — 384 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
4. Карпов В. В., Воевода Е. В. Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности // Современное педагогическое образование. — 2018. — № 1. — С. 89-94.
5. Костикова Л. П. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в цифровой образовательной среде вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2021. — № 6 (55). — С.62-66.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Академия, 2004.— 345 с.
7. Пекушкина Д. В. Проектная деятельность как фактор формирования креативности студента // Человеческий капитал. — 2015. — № 7 (79). — С. 102-105.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 2009. — 713 с.
9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. — Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
10. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, №.8. — C. 65-89. doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
11. Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 9. – С. 15-28.
12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1989. — 560 с.
13. Neumann I. B. To Be a Diplomat // International Studies Perspectives. —V. 6. — Issue 1. — February 2005. — Pp. 72–93. doi.org/10.1111/j.1528-3577.2005.00194.x
14. Pike S. L., Kinsey D. F. Diplomatic identity and communication: using Q methodology to assess subjective perceptions of diplomatic practitioners // Place Branding and Public Diplomacy. — 2021. — Pp. 1-10. doi.org/ 10.1057/s41254-021-00226-2
15. Spínola S. C. (eds) Diplomacy, Organisations and Citizens. — Springer, Cham. — 2022. doi.org/10.1007/978-3-030-81877-7_6
16. Trends in New Qualifications and Competencies for TVET - Perspectives of the European UNEVOC Network. UNESCO-UNEVOC. 2020. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/bilt_trends_mapping_study.pdf (дата обращения: 20.12.2021)
17. Voevoda E. V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. — 2020. — Т. 4, № 2. — С. 11-20. doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20
18. World Economic Forum. October 2020. The Future of Jobs Report. Cologny/Geneva: World Economic Forum, Centre for the New Economy and Society. — URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 20.12.2021)