аспирант
В статье рассматриваются ключевые аспекты формирования навыков работы с учебной информацией у младших школьников. Необходимость использования интерактивных средств обучения, способствующих формированию комплексной учебной деятельности младших школьников, развитию у них навыков работы с педагогической информацией и учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
младший школьный возраст, навыки работы с учебной информацией, дистанционное образование, цифровая образовательная среда
Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом
С.В. Яковлевым
Младший школьный возраст является важным периодом взросления ребенка. В этот период формируется большое количество психологических новообразований и психических процессов, одними из них являются навыки работы с учебной информацией. Навык работы с учебной информацией очень важен в сенситивный период развития общих и специальных учебных умений в младшем школьном возрасте. Формирование навыков работы с информацией входит в требования к результатам освоения программы начального общего образования, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [1].
Ожидаемые метапредметные результаты освоения программы начального общего образования согласно ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021, должны отражать овладение универсальными учебными познавательными действиями, к которым относятся, в частности, работа младших школьников с информацией.
Поискам путей повышения эффективности формирования навыков работы с учебной информацией у младших школьников посвящены исследования С.А. Аксючиц, Ю.Н. Васильевой, О.О. Гониной, Е.Н. Землянской, И.Б. Кокаевой, Т.В. Колесниковой, И.Я. Кузьминой, З.Ш. Магомедовой, А.А.Осиповой, В.Н. Шарапова. В эпоху цифровизации формирование навыков работы с учебной информацией у младших школьников связано с выполнением учебных действий в условиях дистанционного образования. Цифровая образовательная среда предъявляет новые требования к формированию личности, готовой к решению сложных проблем в будущем, достижение которой невозможно без учёта индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. В профессиональные компетенции учителя начальной школы [2] входит: «во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования; объективная оценка успехов и возможностей обучающихся; корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек».
Существующие условия организации образовательного процесса в начальной школе не позволяют уделять больше времени отстающим учащимся и не упускать из внимания успешно успевающих учащихся. Также проблемы в обучении возникают у детей с особенностями поведения (гиперактивные, излишне застенчивые, дети с повышенной тревожностью). В связи с развитием современного мира учащимся сложно осваивать образовательную программу в рамках традиционного подхода, поэтому учителю нужно его заинтересовать [4, c. 12-16].
Приоритетным становится индивидуализация образования, с широким использованием инновационных педагогических и цифровых технологий. Цифровая образовательная среда создаёт благоприятные возможности для формирования и развития навыков работы с учебной информацией.
Безусловно, младшие школьники сталкиваются со многими трудностями в понимании и запоминании содержания уроков из-за объёма и насыщенности, а также и потому, что на уроках широко охватывают различные предметы. Поэтому педагоги могут использовать на занятиях несколько методов для развития когнитивных способностей учащихся, что позволит повысить их способность осознавать весь смысл понятий и, как следствие, − поднять рейтинг успеваемости [5, c. 216].
Активное использование мультимедиа в учебной и внеурочной деятельности, видеопрезентаций, специально обучающих программ, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), что повышает мотивацию в обучении [3, c. 2-12].
Таким образом, образовательная среда является развивающей, и в условиях игровой деятельности она становится одним из факторов воспитания [6, c. 130].
Специалисты считают, что в любом классе и школе присутствуют учащиеся, которые не хотят учиться по причине отсутствия у них познавательного интереса. Можно предположить, что использование игровой деятельности в условиях дистанционного образования обеспечит развитие любознательности у детей и повысит эффективность обучения в целом.
На сегодняшний день особенно актуализируется применение возможностей ресурсов Интернета (образовательные проекты, программы), призванные помогать учителю в планировании урока и экономии времени, для индивидуализации учебного процесса, занятий очной и дистанционной форм обучения. Актуальность исследования определяется рядом противоречий:
− между необходимостью развивать учебные умения у младших школьников и неразработанностью дидактических средств, способствующих их развитию в формате дистанционного образования;
− между необходимостью поиска учебной информации младшими школьниками и развитостью их необходимых навыков работы с учебной информацией в виртуальной информационной среде;
− между необходимостью учета индивидуальных особенностей восприятия учебной информации младшими школьниками и требованиями ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий по формированию навыков работы с учебной информацией в цифровой образовательной среде.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему формирования навыков работы с учебной информацией у младших школьников в цифровой образовательной среде.
Формирование у младших школьников навыков работы с учебной информацией в цифровой образовательной среде может быть наиболее эффективным, если:
− у учащихся младшего школьного возраста будут диагностированы уровни владения навыками работы с учебной информацией;
− будет разработана адаптивная программа развития у младших школьников навыков работы с учебной информацией с учетом ведущего канала восприятия переработки и хранения учебной информации;
− проектирование цифровой образовательной среды как средства формирования у младших школьников навыков работы с учебной информацией будет осуществлено в три этапа (отбор содержания развивающего материала для создания цифровой образовательной среды; разработка адаптивной программы формирования у младших школьников навыков работы с учебной информацией; оценка результатов проектирования цифровой образовательной среды как средства формирования у младших школьников навыков работы с учебной информацией).
Методологическую основу исследования составляют:
− положение о ведущей деятельности, кризисном и сензитивном периоде развития психических функций на этапе младшего школьного возраста (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.);
− концепция развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.);
− компетентностный подход к развитию творческого характера познавательной деятельности у младших школьников (Л.К. Веретенникова и др.)
− психофизиологическая теория обучения, основанная на ведущем канале восприятия переработки и хранения информации (А.А. Васильева, Н.П. Гнатюк, А.В. Григоровская, В.В. Долженко, С.С. Ефремцев, Б.А. Левис, И.Н. Потапова, А.Л. Сиротюк и др.);
− теоретические основы организации дистанционного обучения (Д.А. Богданова, В.В. Вержбицкий, Т.П. Воронина, В.В. Дик, В Т.В. Дроздова, П. Кашицин, В.В. Кольтинова, Ю.Г. Круглов, А.О. Кривошеев, В.Г. Кинелёв, Е.С. Полат, А.А. Поляков, И.В. Роберт, Е.В. Романов, В.А. Мордвинов, Д.В. Чернилевский, С.А. Щенников, А.А. Федосеев, А.В. Хуторской и др.);
− концепция педагогического проектирования (С.А. Аксючиц, Е.А. Алисов, В.С. Безрукова, Л.Ф. Беликова, В.В. Беспалова, В.А. Болотов, Е.В. Везетиу, Е.С. Заир-Бек, Е.Н. Землянская, Л.В. Иванова, Т.Г. Новиков, Г.Е. Муравьева, Н.Е. Эрганова и др.);
− средовый подход в педагогике (Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, Л.И. Новикова, Е.В. Швачко, В.А. Ясвин и др.);
− концепция школы адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).
Данный подход позволяет:
− провести анализ существующих диагностических материалов, направленных на выявление навыков работы с учебной информацией у младших школьников;
− выявить педагогический потенциал цифровой образовательной среды в формировании навыков работы с учебной информацией у детей младшего школьного возраста;
− разработать адаптивную программу формирования у младших школьников навыков работы с учебной информацией в цифровой образовательной среде.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
3. Баранников А.В. Цифровая педагогика: структура научения в условиях цифровых отношений [Текст] / А.В. Баранников // Интерактивное образование. − № 5-6. − С. 2-12.
4. Глазунов О.Н., Терехова М.Ю. Особенности и приоритеты формирования современной образовательной политики Королевства Саудовская Аравия // Общество: политика, экономика, право. − 2019. − №12 (77). – С. 12-16.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42218869 (дата обращения: 29.11.2021).
5. Землянская, Е.Н. Методология исследовательской деятельности в начальном образовании: учебное пособие. – Москва: МПГУ. – 2019. – 216 с.
6. Яковлев С.В. Дискретность и непрерывность развивающей игровой среды как фактора воспитания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. − 2010. − Т. 16. − № 2. − С. 129-132.