Россия
В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности и структуры качества трудовой жизни. Проведен анализ основных показателей качества трудовой жизни. Выявлены основные проблемы системы привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере. Предложена методика измерения и оценки качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.
качество трудовой жизни; оценка качества трудовой жизни; молодые специалисты научно-образовательной сферы.
На протяжении последних десятилетий предметом постоянного научного интереса ученых остается качество жизни. Качество во всех его аспектах рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее развитие современного общества, улучшение среды обитания и совершенствование самого человека.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предстоит достигнуть показателей уровня доходов и качества жизни россиян, характерных для развитых экономик. Достижение поставленной цели во многом определяется тем, какие изменения произойдут в социально-трудовой сфере, и как изменится качество трудовой жизни российских граждан. Измерить и оценить современное состояние качества трудовой жизни для выявления тенденций развития и повышения его уровня можно только на основе использования соответствующей системы показателей.
При разработке комплексной методики измерения качества жизни следует учитывать специфику процессов, которые фиксируют понятие «качество жизни». Качество жизни в целом и качество трудовой жизни в частности — это сложная социально-экономическая категория, требующая комплексного изучения и системного подхода.
В настоящее время в России и за рубежом существуют разные подходы к раскрытию сущности понятия «качество жизни». Рассмотрим три основных направления, которые формируют понятие качества жизни и его структуру.
Первое направление — это объективизация качества жизни. В структуру качества жизни включаются такие характеристики, как качество здравоохранения, образования, питания, жилищных условий, сферы обслуживания и окружающей среды.
Второе направление включает в структуру качества жизни характеристики, представляющие оценочное отношение человека к своей жизни.
В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на комплексном подходе к трактовке качества жизни и его структуры, охватывающей все множество объективных и субъективных характеристик.
Характерными особенностями качества жизни как социально-экономической категории являются:
- качество жизни как многоаспектное понятие, включающее и экономические аспекты — уровень жизни, и социологические, охватывающие все сферы общества;
- качество жизни имеет объективную и субъективную стороны: объективная оценка удовлетворения научно-обоснованных нормативов потребностей людей и субъективная оценка удовлетворенности качеством жизни самих людей;
- качество жизни является категорией, объединяющей другие социально-экономические категории в качественном аспекте — образ жизни, уровень жизни, состояние окружающей среды.
Приведем определение, которое наиболее точно отражает суть рассматриваемого явления: «Качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении» [2].
1. Иванова С.Л. Качество трудовой жизни молодежи в современных условиях развития общества: автореф. … дис. канд. соц. наук. — Казань, 2005.
2. Кисуркин А.А. Качество жизни населения: региональные социально-экономические аспекты. — Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «ХакГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010.
3. Павленко Ю. Показатели качества трудовой жизни: принципы построения системы // Человек и труд. — 2010. — № 9. — С. 20—22.
4. Потуданская В.Ф. Качество трудовой жизни работников высших учебных заведений // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: материалы межд. научно-практ. конф. ОмГТУ. — Омск, 2007. — С. 30—34.
5. Экономика и социология труда: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы». — М., 2012. URL: http://www.ras.ru