КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности и структуры качества трудовой жизни. Проведен анализ основных показателей качества трудовой жизни. Выявлены основные проблемы системы привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере. Предложена методика измерения и оценки качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.

Ключевые слова:
качество трудовой жизни; оценка качества трудовой жизни; молодые специалисты научно-образовательной сферы.
Текст

На протяжении последних десятилетий предметом постоянного научного интереса ученых остается качество жизни. Качество во всех его аспектах рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее развитие современного общества, улучшение среды обитания и совершенствование самого человека.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предстоит достигнуть показателей уровня доходов и качества жизни россиян, характерных для развитых экономик. Достижение поставленной цели во многом определяется тем, какие изменения произойдут в социально-трудовой сфере, и как изменится качество трудовой жизни российских граждан. Измерить и оценить современное состояние качества трудовой жизни для выявления тенденций развития и повышения его уровня можно только на основе использования соответствующей системы показателей. 

При разработке комплексной методики измерения качества жизни следует учитывать специфику процессов, которые фиксируют понятие «качество жизни». Качество жизни в целом и качество трудовой жизни в частности — это сложная социально-экономическая категория, требующая комплексного изучения и системного подхода.

В настоящее время в России и за рубежом существуют разные подходы к раскрытию сущности понятия «качество жизни». Рассмотрим три основных направления, которые формируют понятие качества жизни и его структуру.

Первое направление — это объективизация качества жизни. В структуру качества жизни включаются такие характеристики, как качество здравоохранения, образования, питания, жилищных условий, сферы обслуживания и окружающей среды.

Второе направление включает в структуру качества жизни характеристики, представляющие оценочное отношение человека к своей жизни.

В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на комплексном подходе к трактовке качества жизни и его структуры, охватывающей все множество объективных и субъективных характеристик.

Характерными особенностями качества жизни как социально-экономической категории являются:

  • качество жизни как многоаспектное понятие, включающее и экономические аспекты — уровень жизни, и социологические, охватывающие все сферы общества;
  • качество жизни имеет объективную и субъективную стороны: объективная оценка удовлетворения научно-обоснованных нормативов потребностей людей и субъективная оценка удовлетворенности качеством жизни самих людей;
  • качество жизни является категорией, объединяющей другие социально-экономические категории в качественном аспекте — образ жизни, уровень жизни, состояние окружающей среды.

Приведем определение, которое наиболее точно отражает суть рассматриваемого явления: «Качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении» [2].

Список литературы

1. Иванова С.Л. Качество трудовой жизни молодежи в современных условиях развития общества: автореф. … дис. канд. соц. наук. — Казань, 2005.

2. Кисуркин А.А. Качество жизни населения: региональные социально-экономические аспекты. — Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «ХакГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010.

3. Павленко Ю. Показатели качества трудовой жизни: принципы построения системы // Человек и труд. — 2010. — № 9. — С. 20—22.

4. Потуданская В.Ф. Качество трудовой жизни работников высших учебных заведений // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: материалы межд. научно-практ. конф. ОмГТУ. — Омск, 2007. — С. 30—34.

5. Экономика и социология труда: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы». — М., 2012. URL: http://www.ras.ru

Войти или Создать
* Забыли пароль?