Актуальность рассмотрения порядка выборов должностных лиц обусловлена интенсивной динамикой совершенствования федерального законодательства в данной сфере. В рамках принимаемых мер по совершенствованию местного самоуправления правовой статус должностных лиц, являясь базовым институтом конституционного права, требует детального рассмотрения. В качестве цели работы выступает описание новой правовой модели порядка выборов высшего должностного лица муниципального образования. Основной задачей исследования является рассмотрение обозначенных вопросов в контексте правоприменительной практики, что предопределяет актуальность настоящей работы прежде всего для практических работников. Выводы, приведенные в статье, позволяют применять новые законодательные положения в истолковании, соответствующему правовой природе рассматриваемого института, во взаимосвязи с конституционными принципами.
глава муниципального образования, органы местного самоуправления, выборы, порядок избрания, конкурсная комиссия, единство публичной власти
Высшим должностным лицом муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является глава муниципального образования.
Институт главы местного самоуправления введен Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Глава избирался населением непосредственно или назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации [1]. Действующее нормативное регулирование предусматривает вариативность порядка избрания главы муниципального образования, что позволяет учитывать особенности территорий при выборе оптимальной для конкретного муниципального образования модели организации местного самоуправления.
1. Виноградова П.А. Исторический анализ правового регулирования местного самоуправления в России // Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2007. С. 28.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 540-О «По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности ст. 1, ч. 6 и 8 ст. 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и ст. 50 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Виноградова П.А. Правовые аспекты обеспечения конституционных гарантий местного самоуправления: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 29.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. № 435-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фориса Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацем десятым подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Виноградова П.А. Развитие конституционных положений о местном самоуправлении // Культура: управление, экономика, право. 2014. № 4. С. 15–20; Российская юстиция. 2014. № 8. С. 2–5.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. № 1319-О-О «Об отказе в принятии рассмотрению жалобы граждан Аверкиева Игоря Валерьевича, Ковина Виталия Сергеевича и других на нарушение их конституционных прав п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Виноградова П.А. Квалификация коррупционных деяний на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 1. С. 18–21.