, Россия
Автоматизированное управление воздушными судами принято разделять на полуавтоматическое (директорное) и автоматическое. Полуавтоматические (директорные) системы обеспечивают сбор и анализ информации о положении воздушного судна в пространстве, поступающей от навигационного оборудования, и выдают пилоту команду. Управление воздушным судном при помощи таких пилотажно-навигационных систем называется полуавтоматическим, так как автоматизированы сбор и обработка информации о состоянии воздушного судна, а управление остается ручным. Системы автоматического управления обеспечивают не только сбор и обработку информации о состоянии воздушного судна, но и формирование законов управления, а также сам процесс управления. Человек осуществляет функции контроля за работой автоматической системы, опознания, принятия решений на включение той или иной программы, функции «горячего» резерва. В настоящей статье показана организация эксперимента и полученные результаты по исследованию процессов директорного управления самолетом при отказах бортового вычислителя системы траекторного управления с включением реального пилота в контур. Исследования проводятся на этапе захода на посадку и посадки воздушного судна. Эксперимент проводился на специальном стенде полунатурного моделирования.
воздушное судно, директорное управление, автоматизированное управление, бортовой вычислитель, системы автоматического управления, исследовательские стенды, моделирующие комплексы, экспериментальные исследования, человек-оператор, стенд полунатурного моделирования, аналоговый вычислитель, цифровой вычислитель, информационная поддержка, бортовая экспертная система
1. Федоров, С.М. Бортовые информационно-управляющие системы: учебник для вузов / С.М. Федоров, О.И. Михайлов, Н.Н. Сухих, ред. С.М. Федорова. – Москва: Транспорт, 1994. – 261 с.
2. Автоматизированное управление полетом воздушных судов / Кейн В.М., Михайлов О.И., Сухих Н.Н., Федоров С.М.; Под ред. Федорова С.М. – М.: Транспорт, 1992. – 264 с.
3. Исследование и моделирование деятельности человека-оператора / Под ред. Забродина Ю.М. – М.: Наука, 1981. – 150 с.
4. Shen Q. Finite-time fault-tolerant attitude stabilization for spacecraft with actuator satu-ration / D. Wang, S. Zhu, K. Poh // IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Sys-tems. 2015. Vol. 51, №3. Pp. 2390-2405.
5. Кейн В.М. Оптимизация систем управления по минимаксному критерию. – М.: Наука, 1985. – 248 с.
6. Gao Z., Antsaklis P.J. Stability of the pseudo-inverse method for reconfigurable control systems // International Journal of Control. 1991. Vol. 53, № 3. Pp. 717-729.
7. Дмитриев В.А., Сухих Н.Н., Рукавишников В.Л. Повышение эффективности использования полетной информации при управлении безопасностью полетов гражданских воздушных судов // Общероссийский научно-технический журнал «По-лет». – 2020. – №7 – С. 39-45.
8. Благинин А.А., Синельников С.Н., Ляшедько С.П. Современное состояние и проблемы тренировки пространственной ориентировки летчиков // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2017. Т. 51, № 1. С. 65-69. DOI: 10.21687/0233-528Х-2017-51-1-65-69
9. Kelly D., Efthymiou М. An analysis of human factors in fifty controlled flight into terrain aviation accidents from 2007 to 2017 // Journal of Safety Research. June 2019. Vol. 69. Pp 155-165. DOI: 10.1016/j.jsr.2019.03.009
10. Белогородский С.Л. Автоматизация управления посадкой самолета. – М.: Транспорт, 1972. – 350 с.
11. Исследование и моделирование деятельности человека-оператора / Под ред. Забродина Ю.М. – М.: Наука, 1981. – 150 с.
12. Зыбин Е.Ю., Косьянчук B.B., Кульчак A.M. Аналитическое решение задачи оптимальной реконфигурации системы управления летательного аппарата при отказе нескольких органов управления // Мехатроника, автоматизация, управление. 2014. № 7. С. 59-66.
13. Сухих Н.Н. Предупреждение предельных режимов полета. – 62 с. – М.: Транспорт, 1992. – Сер. Безопасность движения на транспорте.
14. Кейн В.М., Сухих Н.Н., Федоров С.М. Использование бортовых экспертных систем для управления заходом на посадку / Тезисы доклада II Всесоюзн. совещания по проблемам управления. – М.: АН СССР, 1989 – С. 103.
15. Reva O. Ergonomic assessment of instructors capability to conduct personality-oriented training for air traffic control (АТС) personnel / O. Reva, S. Borsuk, V. Shulgin, S. Nedbay // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 964. Pp. 783-793. DOI: 10.1007/978-3-030- 20503-470