РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ОКОНЧАНИЕ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья подготовлена на основе доклада на Всероссийской научно-методической конференции «Эволюция менеджмента и будущее управленческого образования», проведенной 25 апреля 2012 г. в рамках ежегодного совещания Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Ключевые слова:
«Золотой век менеджера»; современное инновационное управление; уровневое образование; компетентностный подход; зарубежный опыт; управление интеллектуальными ресурсами, инженерно-управленческое образование; роль Государственного университета управления в развитии управленческого образования.
Текст

Окончание. Начало см. в № 2/2012.

Приоритетные направления развития управленческого образования

Внедрение современных методов управления — управление знаниями или инновации в сфере управления — может обеспечить предприятию большие преимущества на рынке и привести к крупным достижениям в сфере его деятельности. Подготовка специалистов для областей современного управления, а также усиление инженерной компоненты при подготовке специалистов по управлению на предприятиях определяют приоритеты в развитии управленческого образования.

Управление знаниями, или управление интеллектуальными ресурсами

Управление знаниями возникло по трем причинам:

  • социальная — в условиях экономики знаний на первое место выходят нематериальные активы, меняется роль работника, поскольку теперь он единолично владеет средствами производства — интеллектом, памятью, опытом и инициативой;
  • экономическая — согласно исследованиям, нематериальные активы, т.е. знания самих сотрудников, составляют от 70 до 94% рыночной стоимости компаний; половина инвестиций также приходится на нематериальные сферы (научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др.). Поэтому многие компании формируют свою прибыль за счет проведения операций со знаниями (данными);
  • технологическая — в процессе своего развития информационно-коммуникационные технологии прошли этапы вычислений и коммуникаций и обратились к поддержке мыслительной деятельности.

Знания рассматривают либо как практическую информацию, которая активно используется для решения проблем и принятия решений, либо как информацию, которая увеличивает понимание в определенной области деятельности или дисциплины. В современных условиях предприятиям

приходится решать сложные задачи, вынуждающие их производить, продавать и приобретать передовые знания. Полученные знания используются для увеличения производительности труда и внедрения инноваций, т.е. для создания новых продуктов, услуг и бизнес-процессов. Следовательно, знания, составляющие интеллектуальный капитал и профессиональную компетентность кадров, становятся источником конкурентных преимуществ, обеспечивают выживание и экономический успех предприятия.

Управление знаниями формируется как новая функция управления, призванная аккумулировать интеллектуальный капитал, выявлять и распространять информацию и практический опыт, создавать условия для получения, распространения и передачи знаний. В конкретной компании управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности направлено на придание дополнительной ценности имеющейся у компании информации, на придание знаниям потребительского характера и создание интерактивного обучающего окружения.

При управлении знаниями применяются три основных способа получения новых знаний, необходимых для предприятия или организации: покупка, аренда и развитие знаний. При покупке знаний (и опыта) используется наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; партнерство с другой организацией; переход какой-либо функции от другой организации. При аренде знаний (и мастерства) нанимают на работу консультантов; прибегают к помощи профессиональных союзов и научных учреждений, клиентов, поставщиков и потребителей; привлекают на договорной основе другие организации. Для развития знаний (и мастерства) работников отправляют на учебу вне предприятия или организации; разрабатывают обучающие программы; приглашают внешних инструкторов для проведения тренингов; распространяют среди работников уже имеющиеся знания.

Опыт показывает, что организации, развивающие у своих сотрудников стремление к обновлению знаний и практического мастерства, успевают следовать за быстрыми изменениями конъюнктуры рынка и увеличивают свою конкурентоспособность. Обследование 158 корпораций, проведенное ConferenceBoard и PricewaterhouseCoopers, показало, что управление знаниями ведется в 80% компаний, а по данным MetaGroup, методы и технологии управления знаниями применяют более 75% из 2000 крупнейших компаний мира.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высш. образование в России. — 2010. — № 5. — С. 32—37.

2. Кузьмина Ю.О. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высш. образование сегодня. — 2010. — № 11. — С. 22, 23.

3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские изменения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

4. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой — М.: МАКС Пресс, 2008.

5. 21st Century Management: a Reference Handbook / Ed. by Charles Wankel. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2008.

6. Berggren Christian, Söderlund Jonas. Management Education for Practicing Managers: Combining Academic Rigor With Personal Change and Organizational Action //Journal of Management Education, June 2011, vol. 35, 3, pp. 377—405.

7. Globalization of management education: changing international structures, adaptive strategies, and the impact on institutions: Report of the AACSB International Globalization of Management Education Task Force. Tampa, Fla.: AACSB International; Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2011.

8. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183219e.pdf

9. University and corporate innovations in lifelong learning / Ed. by Charles Wankel and Robert DeFillippi. Charlotte, N.C.: IAP — Information Age Pub., 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?