В статье проведен анализ состояния рынка клининговых услуг Иркутской области, выделены его проблемы и определены перспективы развития
рынок, услуга, рынок клининговых услуг, Иркутская область
Термин клининг происходит от английского «clean», что в переводе означает – убирать, чистить, т.е. клининг – это совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния.
Клининговые услуги – деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг [1].
Современный мир не стоит на месте, поэтому услуги по квалифицированной уборке играют большую и очень важную роль в жизни любого человека. Исследования сети Центра развития малого бизнеса говорят о том, что клининговый бизнес приносит более 47 миллиардов долларов каждый год. Данное число отражает повышенный спрос на услуги по клинингу в современном обществе, и этот спрос только формируется из года в год.
Клининговые компании обслуживают частные квартиры и загородные дома, офисы компаний, торговые и развлекательные комплексы, производственные и промышленные предприятия.
Ассортимент клининговых услуг очень широк и разнообразен. Он включает:
- ежедневную уборку жилых помещений;
- генеральную уборку жилых помещений;
- генеральную уборку производственных и офисных помещений;
- уборку после ремонтных работ;
- химическую чистку матрасов, ковровых изделий, мягкой мебели;
- мойку вертикальных поверхностей – стен, фасадов, рекламы, окон, витражей;
- шлифовку и полирову мрамора, гранита и т.д.
Таким образом, бизнес-модель клининговых компаний ориентирована на три сегмента: B2C; В2В; В2G.
B2C (Business to Consumer) – в качестве потребителей услуг выступают физические лица (это ниша уборки квартир, частных домов и коттеджей, т.е. индивидуальных домовладений).
B2B (Business to Business) – в качестве потребителя услуг по уборке выступает другая компания или организация. В большинстве случаев клининговые услуги сегодня на условиях аутсорсинга предоставляются компаниям, располагающим большими торговыми сетями, бизнес-центрами, огромными площадями офисных помещений.
Преимущества от передачи функций по уборке помещений на аутсорсинг для компании следующие:
1. Высокое качество услуг, поскольку сотрудники клининговых компаний должны иметь необходимую специализацию и оснащены специальными средствами и оборудованием для уборки.
2. Экономия средств, поскольку отпадает возможность содержать собственное подразделение по уборке, что приводит к экономии затрат на налоги, связанные с фондом оплаты труда, на профильные отделы не возлагаются дополнительные обязанности и т.д.
3. Продление срока службы мебели за счет применения профессионального оборудования и средств химии, наиболее подходящих для каждого конкретного случая.
4. С точки зрения менеджмента отпадает необходимость распылять время и усилия руководства на вопросы, связанные с поддержанием чистоты помещения, что позволяет концентрироваться на более важных и сложных вопросах развития компании.
5. Различные формы расчетов, скидки и прочие инструменты, применяемые клининговыми компаниями с целью облегчения взаимовыгодного сотрудничества [2].
В2G (Business to Government) – отношения между бизнесом и государством. Клининг в государственных учреждениях включает такие работы как: регулярная уборка вестибюлей, комнат для переговоров, кабинетов, уборных, лестничных пролетов, технических помещений и общих зон; своевременная мойка окон и подоконников, обработки столешниц, ручек, выключателей; обработка антибактериальными гипоаллергенными растворами; очистка ковровых покрытий и уборки пыли; уход за прилегающими территориями.
Что касается рынка клининга в Иркутской области, то он существует 22 года. В 2000 году в городе Иркутске появилась первая компания, предложившая услуги профессиональной уборки, – «Атлас». За последние пятнадцать лет клининг из разряда непонятных слов стал частью повседневной практики торговых комплексов, банков и общественных учреждений. Постепенно на рынок подтягиваются все новые категории потребителей. Сегодня, по мнению специалистов, рынок клининговых услуг всё ещё формируется, о его молодости говорит тот факт, что в области до сих пор нет ни одного специального обучающего центра для подготовки профессиональных клинеров.
На развитие рынка клининговых услуг в Иркутской области оказывает влияние множество факторов макроокружения.
В современных реалиях существенное влияние на данный вид услуг оказывает политическая ситуация в стране и за ее пределами. Отказ многих зарубежных компаний от поставок своей продукции в Россию заставил руководство клининговых компаний решать вопрос импортозамещения.
К экономическим факторам, влияющим на развитие данного вида услуг, относятся:
- снижение динамики ВРП, по которому можно судить о снижающейся динамике экономической ситуации в регионе;
- усиление контроля над клининговой отраслью со стороны федеральной налоговой службы;
- повышение уровня инфляции, оказывающее значительное влияние на стоимость услуг.
Социальные факторы, оказывающие влияние на рынок клининговых услуг, включают:
- снижение численности населения снижает потенциальный спрос в настоящем и будущем на услуги клининговых компаний со стороны физических лиц;
- снижение уровня реальных доходов населения определяет его платежеспособность.
Рынок клининговых услуг не стоит на месте и постоянно развивается, появляются новые расходные материалы, а, самое главное, ручной труд постепенно вытесняют автоматизированные машины и оборудование, т.е. технологические факторы – еще один компонент, который влияет на развитие данной отрасли. Внедрение автоматизированных систем позволяет компаниям сократить трудозатраты и стоимость услуг и таким образом увеличить их реализацию.
В области законодательства также происходят постоянные изменения, которые необходимо постоянно учитывать при оказании клининговых услуг. Внедряются новые законы и ГОСТы, ужесточаются СанПины [3].
Анализ рынка клининговых услуг Иркутской области показал, что сегодня этот рынок является высококонкурентным. Очень много появляется и исчезает небольших клининговых компаний, ограничивающих свою деятельность определенным кругом задач. Также на рынке действуют так называемые самозанятые продавцы услуг клининга. Они стремятся получить прибыль с минимальным количеством вложений (дешевый инвентарь и непрофессиональная химия) и за счет этого могут сбивать цены на рынке, что, однако, не может не сказаться на качестве их услуг. В таблице 1 представлен анализ зависимости рынка клининговых услуг от численности населения, средней заработной платы и развития бизнеса в целом. Анализ проведен по городам, входящим в структуру Иркутской области (22 города).
Таблица 1
Факторный анализ зависимости развития рынка клининговых услуг
Город Иркутской области |
Численность населения, чел. [4] |
Средняя заработная плата, руб. [4] |
Количество предприятий и организаций [4] |
Количество клининговых компаний* |
Иркутск |
623 562 |
37 000 |
10 440 организаций малого и среднего бизнеса |
Около 50 + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Братск |
226 269 |
42 500 |
1 400 организаций малого и среднего бизнеса |
Около 25 + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Ангарск |
224 630 |
34 000 |
1 558 организаций малого и среднего 23 крупных предприятия |
Около 30 + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Алзамай |
5 749 |
16 000 |
3 организации малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Байкальск |
12 534 |
27 300 |
44 организации малого и среднего бизнеса |
1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга |
* Столбец составлен на основе анализа официальных сайтов клининговых компаний, интернет-сервисов размещения объявлений.
Город Иркутской области |
Численность населения, чел. [4] |
Средняя заработная плата, руб. [4] |
Количество предприятий и организаций [4] |
Количество клининговых компаний |
Бодайбо |
11 982 |
64 500 |
116 организаций малого и среднего бизнеса |
1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Вихоревка |
20 833 |
44 200 |
55 организаций малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Железногорск-Илимский |
22 950 |
41 300 |
72 организации малого и среднего бизнеса |
1 компания + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Зима |
30 515 |
37 000 |
83 организации малого и среднего бизнеса |
5 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Киренск |
11 048 |
57 400 |
46 организаций малого и среднего бизнеса |
частные лица, предлагающие услуги клининга |
Нижнеудинск |
33 616 |
35 200 |
69 организаций малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Саянск |
38 820 |
33 300 |
125 организаций малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Свирск |
12 750 |
42 500 |
33 организации малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Слюдянка |
18 213 |
41 100 |
47 организаций малого и среднего бизнеса |
2 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Город Иркутской области |
Численность населения, чел. [4] |
Средняя заработная плата, руб. [4] |
Количество предприятий и организаций [4] |
Количество клининговых компаний |
Тайшет |
32 671 |
29 000 |
176 организаций малого и среднего бизнеса |
4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Тулун |
39 671 |
36 100 |
158 организаций малого и среднего бизнеса |
4 компании + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Усолье-Сибирское |
76 047 |
34 100 |
464 организации малого и среднего бизнеса |
Около 20 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Усть-Илимск |
80 419 |
47 300 |
452 организации малого и среднего бизнеса |
Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Усть-Кут |
40 783 |
49 000 |
215 организаций малого и среднего бизнеса |
Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Черемхово |
50 154 |
32 000 |
117 организаций малого и среднего бизнеса |
Около 10 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Шелехов |
48 423 |
33 200 |
290 организаций малого и среднего бизнеса |
Около 15 компаний + частные лица, предлагающие услуги клининга |
Тенденция развития рынка клининговых услуг показывает зависимость величины спроса на услуги от развития городской инфраструктуры и численности населения. Лидирующие позиции по развитию клининга занимают такие крупные города как Иркутск, Братск, Ангарск, Шелехов. В крупных городах бизнес широко диверсифицирован, имеется множество сервисных компаний и предложений по обслуживанию и поддержке функционирования коммерческой недвижимости, что в условиях крайне «плотного» рынка более чем оправданно. Данные выводы подтверждаются информацией, представленной в таблице 1, из которой видно, что чем крупнее город и развитей его инфраструктура, чем больше населения в нем проживает, тем больше фирм и частных лиц предлагает свои услуги. Причем средняя заработная плата не оказывает существенного влияния на принятие решения об открытии клининговой компании в том или другом городе.
В перспективе развитие рынка клининга Иркутской области напрямую зависит от состояния экономики региона в целом и развития его инфраструктуры.
Основными направлениями развития клининговой отрасли в Иркутской области могут являться:
- совершенствование законодательства в сфере клининовой деятельности;
- повышение профессионализма клинеров за счет получения специализированного обучения;
- применение инновационных технологий при реализации клининговых услуг;
- обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг;
- развития маркетинговых инструментов для продвижения услуг;
- диверсификация бизнеса, например, кроме оказания услуг по уборке, можно организовать продажу инвентаря, оборудования, химии или расходных материалов и др.
1. Российская Федерация. Стандарты. ГОСТ Р 51870-2014 «Националь-ный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки – кли-нинговые услуги. Общие технические условия». Текст: электронный. – URL: https://fatumservice.ru/chto-takoe-klining.html (дата обращения: 08.05.22).
2. Коряков А.Г., Басалов С.Г., Баранов Д.Н. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации. – Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 9. – С. 1083-1092.
3. Клининг. Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/theme-klining (дата обращения: 08.05.22).
4. Средние зарплаты и структура населения городов и стран мира. Текст: электронный. – URL: https://bdex.ru/irkutskaya-oblast (дата обращения: 11.05.22).