В статье анализируются классические и новые формы проблемы, поднятой Э. Фроммом в книге «Бегство от свободы»
Э. Фромм, свобода, ответственность, религия, авторитаризм, общество потребления
Э. Фромм опубликовал свою книгу «Бегство от свободы» в 1941 году. В 1966 году вышло 25-е (!) издание, переведённое в нашей стране в 1989 году.
Основные идеи книги Э. Фромма заключаются в следующих тезисах:
- становление индивидуальности невозможно без позитивной свободы;
- человек остро нуждается в связи с миром, что при неразвитости самого человека приводит его к «бегству от свободы»;
- на протяжении большей части истории человек был прочно включён в определённую социальную структуру, не имея представлений о свободе, «и вся жизнь от рождения и до смерти была ясна и понятна…» [3, с.45];
- ещё одной формой бегства от свободы является авторитаризм, когда происходит отказ от «независимости своей личности», стремление «слить своё «я» с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду» [3, с.124];
- демократия, при неразвитости индивидуальности, способствует новым формам конформизма, когда индивид «теряет себя, но при этом убеждён, что он свободен и подвластен лишь собственной воле» [3, с.202].
Как происходит «бегство от свободы» в первой четверти XXI века?
Авторитаризм берёт на вооружение отдельные элементы и массовой культуры, и общества потребления, и научно-технического прогресса. В совокупности, это предоставляет широкие возможности для более щадящих форм авторитаризма, по сравнению, например, со временами Святой инквизиции в Европе и, соответственно, консенсуса между консервативными слоями общества и авторитарным режимом.
Общества потребления и массовая культура расставляют новые ловушки для свободы: даже избавившись от религиозного и политического авторитаризма (хотя общество потребления и массовая культура вполне могут с ними согласовываться), человек отказывается от свободы ради потребления.
«Бегство от свободы» завершается, когда человек наконец-то достигает долгожданной стабильности, реально или иллюзорно комфортной. Возможно, с этим связана ностальгия существенной части населения России, представляющей, что характерно, разные возрастные категории, по эпохе сталинизма («был порядок») и периоду «застоя» («была стабильность»). Жажда стабильности выступает как форма бегства от свободы.
Видимо, можно различать две формы стабильности: стабильность развития и стабильность «застоя». Герой фантастической повести С. Лемма «Возвращение со звёзд», вернувшись из долгой космической экспедиции, обнаруживает на Земле взаимно согласованную гармонию застоя. Он предпочёл «поисковую активность» и отправился в новую экспедицию [1].
«Поисковая активность» не является фундаментальной характеристикой природы человека. Ею обладают отдельные индивиды, и это проявляется «на различных ступенях организации жизни», что в частности подтверждается экспериментами на крысах, в которых именно отдельные особи были в немотивированном поиске: «…если бы вся популяция крыс вела себя подобным образом, то она была бы обречена на уничтожение. Вместе с тем, если бы все крысы придерживались консервативного стиля поведения, …это бы привело к истощению пищевых ресурсов и, следовательно, к гибели животных» [2, с.35].
Поисковая активность человека может быть направлена в различные сферы: в религиозную миссию, в науку, в искусство, в развитие новых бизнес-проектов, в политику, в благотворительную деятельность и многое другое. Общий вектор поисковой активности практически невозможен и складывается крайне редко, в экстраординарных ситуациях. Такой ситуацией, например, явилась героическая борьба советского народа против фашистской агрессии.
Важна общественная поддержка тем, кто обладает поисковой активностью и нуждается в свободе. Но, хотя количество людей, готовых нести ответственность ради свободы, растёт, в большинстве случаев принадлежит по-прежнему тем, кто предпочитает любую, даже тупиковую, стабильность. В предисловии к 25-му изданию своей книги Э. Фромм пишет: «Человеческий мозг живёт в двадцатом веке; сердце большинства людей – всё ещё в каменном. Человек в большинстве случаев ещё не достаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, … что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы. … и хотя на словах он отдаёт должное учениям великих духовных вождей человечества – Будды, пророков, Сократа, Христа, Магомета, – он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства» [3, с.11].
1. Лем, С. Возвращение со звёзд: романы. – Собр. соч. в 10 тт. – Т. 2. – М.: «Текст», 1992. – С. 183-397.
2. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / Россий-ский открытый университет. – М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 234 с.
3. Фромм, Э. Бегство от свободы. – Пер. с англ. / Послесл. П. С. Гуреви-ча. – М.: Прогресс, 1989.