аспирант с 01.01.2020 по настоящее время
Глазов, Россия
Рассматривается одна из актуальных в период пандемии COVID-19 проблема дистанционного образования. Цель – выявить специфику дистанционного обучения и его отличия от очного обучения. Методами исследования послужили опросы преподавателей в социальных сетях и анализ личного опыта автора. Доказано, что формальное дистанционное образование невозможно осуществлять без преподавателя, имеющего большое значение в процессе передачи и усвоения информации. Приведено сравнение очного, синхронного дистанционного и асинхронного дистанционного образования. Каждое из них рассмотрено с точки зрения 14 основных функций преподавателя. Показано, что только в асинхронном дистанционном образовании можно осуществлять большинство этих функций. Определено, что настоящее асинхронное дистанционное образование характеризуется разделением между преподавателем и студентами не только в пространстве, но и во времени. Выявлено, что границами использования дистанционного образования является необходимость обучения со специальными инструментами, аппаратами или обучение работе с телом. Показано, что формальное обучение всегда будет смешанным, поскольку в нем постоянно будет присутствовать один из указанных элементов. На основании анализа функций образования установлено, что дистанционное образование более эффективно, чем очное. Обосновано, что для эффективности дистанционного образования его нельзя реализовывать как очное образование. Результаты статьи создают практические основания для проектирования эффективных методик дистанционного образования в будущем.
дистанционное обучение, очное обучение, синхронное обучение, асинхронное обучение, среда дистанционного образования, дистанционные образовательные технологии, непрерывное образование
1. Таран Е. М. Применение традиционных и дистанционных форм обучения, их отличия. Инновационные технологии в современном образовании: сб. тр. по мат-лам II Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (Королев, 19 декабря 2014 г.) Королев: Алькор Паблишерс; ФТА, 2015. С. 382–387.
2. Горовая О. А. Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. № 2. С. 92–98.
3. Alshehri Y. A., Mordhah N., Alsibiani S., Alsobhi S.,Alnazzawi N. How the regular teaching converted to fully online teaching in Saudi Arabia during the Coronavirus COVID-19. Creative Education, 2020, 11(7): 985–996. https://doi.org/10.4236/ce.2020.117071
4. Zacharias G., Giossos Y. Differences between regular and distance education in a teacher's training program. European Journal of Open, Distance and E-Learning, 2017, 20(2): 17–29. https://doi.org/10.1515/eurodl-2017-0014
5. Hebebci M. T., Bertiz Y., Alan S. Investigation of views of students and teachers on distance education practices during the Coronavirus (COVID-19) pandemic. International Journal of Technology in Education and Science, 2020, 4(4): 267–282. https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.113
6. Karalis T., Raikou N. Teaching at the times of COVID-19: inferences and implications for higher education pedagogy. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2020, 10(5): 479–493. http://dx.doi.org/10.6007/IJARBSS/v10-i5/7219
7. Поленова А. Ю., Пшегусова Г. С., Числова А. С. Образовательный потенциал синхронного и асинхронного обучения в неязыковом вузе. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 1. С. 60–67.
8. Львова Ю. А., Карпенко А. Е. Особенности коммуникации в МООК. Инновационные технологии в науке и образовании: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 25 мая 2017 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 2. С. 133–135.
9. Shahabadi M. M., Uplane M. M. Synchronous and asynchronous e-learning styles and academic performance of e-learners. Procedia – Social and Behavioral Sciences: Proc. 14th Intern. Educational Technology Conf. (IETC 2014), Chicago, 3–5 Sep 2014. Oxford: Elsevier, 2015, vol. 176, 129–138. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.453
10. Offir B., Lev Y., Bezalel R. Surface and deep learning processes in distance education: synchronous versus asynchronous systems. Computers & Education, 2008, 51(3): 1172–1183. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.10.009
11. Worthington T. Synchronizing asynchronous learning – сombining synchronous and asynchronous techniques: Proc. 8th Intern. Conf. on Computer Science & Education (ICCSE 2013), Colombo, 26–28 Apr 2013. IEEE, 2013, 618–621. https://doi.org/10.1109/ICCSE.2013.6553983
12. Yamagata-Lynch L. C. Blending online asynchronous and synchronous learning. International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2014, 15(2): 189–212. https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i2.1778
13. Nieuwoudt J. E. Investigating synchronous and asynchronous class attendance as predictors of academic success in online education. Australasian Journal of Educational Technology, 2020, 36(3): 15–25. https://doi.org/10.14742/ajet.5137
14. Careaga-Butter M., Badilla-Quintana M. G., Fuentes-Henríquez C. Critical and prospective analysis of online education in pandemic and post-pandemic contexts: digital tools and resources to support teaching in synchronous and asynchronous learning modalities. Aloma, 2020, 38(2): 23–32. https://doi.org/10.51698/aloma.2020.38.2.23-32
15. Стариченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения. Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 23–31.
16. Михайлова Н. В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 149–154.
17. Севостьянова О. М. Смешанное обучение студентов очного отделения графическим дисциплинам. Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2018. № 2. С. 159–169.
18. Шеманаева М. А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 9. С. 110–120. https://doi.org/10.24422/MCITO.2017.9.7470
19. Chou C. C. A comparative content analysis of student interaction in synchronous and asynchronous learning networks. HICSS-35: Proc. 35th Annual Hawaii Intern. Conf. on System Sciences, Big Island, Hawaii, 7–10 Jan 2002. Los Alamitos: IEEE, 2002, 1795–1803. https://doi.org/10.1109/HICSS.2002.994093
20. Buxton E. C. Pharmacists' perception of synchronous versus asynchronous distance learning for continuing education programs. American Journal of Pharmaceutical Education, 2014, 78(1). https://doi.org/10.5688/ajpe7818
21. Эрштейн Л. Б. Синхронно-асинхронное дистанционное обучение информационным технологиям на примере Microsoft Access. Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. C. 60–74. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.005
22. Lin X., Gao L. Students' sense of community and perspectives of taking synchronous and asynchronous online courses. Asian Journal of Distance Education, 2020, 15(1): 169–179. https://doi.org/10.5281/zenodo.3881614
23. Brady A. K., Pradhan D. Learning without borders: asynchronous and distance learning in the age of COVID-19 and beyond. ATS Scholar, 2020, 1(3): 233–242. https://doi.org/10.34197/ats-scholar.2020-0046PS
24. Бурлакова Н. В. Изменение функции и роли преподавателя в условиях использования новых образовательных технологий. Инновации в образовании. 2006. № 3. С. 33–36.
25. Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета. Филология и культура. Philology and Сulture. 2012. № 2. C. 59–63.
26. Brierton S., Wilson E., Kistler M. J., Flowers J. L., Jones D. A comparison of higher order thinking skills demonstrated in synchronous and asynchronous online college discussion posts. NACTA Journal, 2016, 60(1): 14–21.
27. Дьяконов Б. П. Перспективы дистанционного образования. Профессиональное образование. Столица. 2013. № 1. С. 40–41.
28. Rehman R., Fatima S. S. An innovation in Flipped Class Room: a teaching model to facilitate synchronous and asynchronous learning during a pandemic. Pak J Med Sci, 2021, 37(1): 131–136. https://doi.org/10.12669/pjms.37.1.3096
29. Лесин С. М. Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов. Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 36–39.
30. Романова О. В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1006–1011.
31. Dool P. C. van den, Kirschner P. A. Integrating the educative functions of information and communications technology (ICT) in teachers' and learners' toolboxes: a reflection on pedagogical benchmarks for ICT in teacher education. Technology, Pedagogy and Education, 2003, 12(1): 161–179. https://doi.org/10.1080/14759390300200151
32. Badia A., Liesa E., Becerril L., Mayoral P. A dialogical self approach to the conceptualisation of teacher-inquirer identity. European Journal of Psychology of Education, 2020, 35(4): 865–879. https://doi.org/10.1007/s10212-019-00459-z
33. Buhl M. New teacher functions in cyberspace – on technology, mass media and education. Seminar.net, 2008, 4(1). https://doi.org/10.7577/seminar.2492