Россия
В статье рассматривается вопрос о готовности преподавательских кадров к проведению цифровизации образовательного процесса. Цифровое обучение является необходимым условием для подготовки специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики XXI века. Существует ряд проблем внедрения цифрового обучения, в том числе в инженерном образовании. Цифровизация предметной области технической направленности – очень затратный процесс, который имеет свою специфику и требует от разработчиков обладания не только профессиональными компетенциями, относящимися к конкретной дисциплине, но и быть продвинутыми в области информационно-коммуникационных технологий. Помимо современной учебно-лабораторной базы и компьютерных систем различного целевого назначения важным условием продвижения цифровизации предметного обучения является готовность преподавательских кадров к повышению преподавательского мастерства наряду со свободным владением современными цифровыми технологиями. В качестве примера предметного обучения в статье рассматривается информатизация и цифровизация базовой геометро-графической подготовки студентов технических вузов. Анализ проводится с точки зрения подготовки профессорско-преподавательского состава к созданию и реализации образовательной среды, отвечающей требованиям динамично развивающегося проектирования как вида инженерной деятельности. Приведена схема реализации смешанного обучения, внедрение которого обусловливается реализацией управляемой самостоятельной работой студентов, а также описан процесс проведения геометро-графической подготовки онлайн при самоизоляции в целях предупреждения короновирусной инфекции. Проведен анализ увеличения трудоемкости работы преподавателя в режиме полного онлайн обучения. Представлен комплекс практических мер, способствующих повышению квалификации преподавательского состава кафедры и обеспечивающих готовность к решению актуальных проблем обучения студентов посредством цифровой образовательной среды. В качестве вывода проведенного исследования констатируется: в условиях цифровизации наиболее удачной формой реализации базовой геометро-графической подготовки является форма смешанного обучения.
цифровая образовательная среда; предметное обучение; базовая геометро-графическая подготовка; повышение квалификации преподавательских кадров
1. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. – 2015. – Т. 3. № 3. – C. 47-57. – DOI: 10.12737/14419.
2. Амирджанова И.Ю. Современное состояние развития геометро-графической культуры и компетентности будущих специалистов [Текст] / И.Ю. Амирджанова, В.Г. Виткалов // Вектор науки ТГУ. – 2015. – № 2 (32-2). – С. 26-31.
3. Андреева Г.Н Кадры и образование как ключевые факторы развития цифровой экономики [Текст] / Г.Н. Андреева [и др.]. // Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. – Нижний Новгород: Изд-во «Профессиональная наука», 2018. – Гл. 3. – С.50-80.
4. Богословский В.И. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики [Текст] / В.И. Богословский, А.Л. Бусыгина, В.Н. Аниськин // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8 – № 1 (26). – С. 223-230. – DOI: 10.24411/2309-4370-2019-11301.
5. Бояшова Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 46-56. – DOI: 10.12737/2308-4898-2021-9-3-46-56.
6. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2019. №1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
7. Данилов А.Н. Оценка качества подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности [Текст] / А.Н. Данилов, Е.К. Гитман, И.Д. Столбова // Стандарты и качество. – 2012. – № 8. – С. 74-78.
8. Дамчаасурэн Х. Внедрение электронной технологии в образование / Х. Дамчаасурэн // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 39-45. – DOI: 10.12737/2308-4898-2021-9-3-39-45.
9. Захаров А.А. Содержание курса «геометрическое моделирование» для направления подготовки «математика и компьютерные науки» [Текст] / А.А. Захаров, Ю.В. Захарова // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 35-45. – DOI: 10.12737/2308-4898-2022-9-4-35-45.
10. Игнатьев С.А. Визуализация задач начертательной геометрии посредством Wolfram Mathematica [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, Э.Х. Муратбакеев // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 74-84. – DOI: 10.12737/2308-4898-2021-8-4-74-84.
11. Игнатьев С. А. Технологии дополненной реальности в проектной деятельности студентов [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, М.В. Воронина // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 2. – С. 51-57. – DOI 10.12737/2308-4898-2020-51-57.
12. Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций [Текст] / И.Д. Столбова, О.В. Столбов, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 9. – С. 24-29.
13. Кудинов И.В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании [Текст] / И.В. Кудинов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 89-101. – DOI 10.25588/CSPU.2018.03.10.
14. Лалетин В.А. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде интернет-конференции [Текст] / В.А. Лалетин, И.Д. Столбова, О.В. Столбов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 1. – С. 54-59.
15. Логинова С.Л. Роль преподавателя вуза в условиях цифровизации высшего образования [Текст] / С.Л. Логинова // В сборнике: Акмеология профессионального образования Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 173-177.
16. Мусаева Т. В. Дополненная реальность в проведении занятий по инженерным техническим дисциплинам проектирования [Текст] / Т.В. Мусаева, А.А. Ураго // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – № 2. – С. 46-55. – DOI 10.12737/2308-4898-2021-9-2-46-55.
17. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования [Текст] / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 107-113. – DOI 10.26170/po18-08-15.
18. О концепции разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 46-54.
19. Приходько В.М. Инженерная педагогика как основа кадрового обеспечения высшего технического образования [Текст] / В.М. Приходько, А.Н. Соловьев // Высшее образование в России. – 2014. – №3. – С.5-11.
20. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. – 2016. – № 8-9. – С. 74-83.
21. Сальков Н. А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 47-60. – DOI: 10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.
22. Сафуанов Р.М. Цифровизация системы образования [Текст] / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». – 2019. – №2 (28). – С.116-121. – DO:I 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113.
23. Соболев А. Б. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вуза [Электронный ресурс] / А.Б. Соболев // Электронная газета «Поиск». – 2018. – № 1-2. – URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/.
24. Столбова И.Д. К вопросу о качестве преподавательского состава [Текст] / И.Д. Столбова, А.Б. Шахова // В сборнике: Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 135-138.
25. Столбова И.Д. Логика инноваций графического образования [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Открытое и дистанционное образование. – 2019. – № 2 (74). – С. 26-34. – DOI: 10.17223/16095944/2/4.
26. Столбова И.Д. Метод проектов в организации графической подготовки [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Высшее образование в России. – 2015. – № 8-9. – С. 22-31.
27. Столбова И.Д. Организация управления графическим образованием в условиях цифровизации [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Информатика и образование. – 2019. – № 9 (308). – С. 47-55. – DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-9-47-55.
28. Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе повышения квалификации преподавателей вуза [Текст] / Е.Ю. Сысоева // Высшее образование в России. – 2014. – № 12. – С. 42-47.
29. Тихонов-Бугров Д.Е. Дистанционная любовь или обучение графическим дисциплинам в условиях пандемии [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 44-51. – DOI: 10.12737/2308-4898-2020-44-51.
30. Шахова А.Б. Опыт проведения интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки как пример межвузовской кооперации [Текст] / А.Б. Шахова, И.Д. Столбова, О.В. Столбов // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 3. – С. 17-24. – DOI: 10.12737/6521.
31. Электронная обучающая среда Moodle как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, З.О. Третьякова, К.О. Глазунов // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 52-66. – DOI: 10.12737/2308-4898-2020-52-66.
32. Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity. OECD Ministerial Meeting. Cancun, Mexico 21-23 June 2016. Available at: http://www.oecd.org/internet/ministeri-al/STI-Cancun-2016-ENG.pdf .
33. Stolbova I.D., Shakhova A.B., Shirinkina M.A. Information Technologies Used for Geometro-graphic Training of Engineering Staff. Information Technologies in Engineering Education – INFORINO. 2018, pp. 53-56.
34. Laletin V.A., Stolbov O.V., Stolbova I.D. Upgrading of the information and communication competence of instructors in the environment of an internet conference // Russian Education and Society. 2012. V. 54. I. 5. pp. 65-76.
35. Stolbova I., Nosov K. About innovation practice within geometric-graphic training. CEUR Workshop Proceedings: 30, Saint Petersburg, 22–25 сентября 2020 года. Saint Petersburg, 2020.
36. Stolbova I. D., Aleksandrova E. P., Kochurova L. V., Nosov K. G. Profile aspects of graphic education at polytechnic university. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Electronic resource]. 2019, V. 28, I. 3, pp. 155-166.