сотрудник с 01.01.2018 по 01.01.2019
Кемерово, Россия
сотрудник
, Россия
Статья посвящена изучению взаимосвязи содержательных характеристик суверенности психологического пространства обучающихся подросткового возраста с такими личностными параметрами, как адаптивность и стратегии поведения. В качестве предмета исследования определены содержательные характеристики суверенности психологического пространства обучающихся подростков. Цель – выявить, теоретически обосновать и эмпирически проинтерпретировать наличие специфических проявлений сохранности границ психологического пространства личности обучающегося, рассмотреть возможности учета их функционирования в условиях образовательной организации. Проанализированы данные о специфике содержательного наполнения феномена суверенности, описаны результаты исследования влияния различных образовательных сред (в том числе и образовательных организаций закрытого типа) на развитие суверенности представителей подросткового и юношеского возраста. Описаны интерпретации понятия суверенность во взаимосвязи с личностными характеристиками, проявляющимися в подростковом возрасте. Определена взаимосвязь суверенности психологического пространства и личностных особенностей обучающихся Средней общеобразовательной школы № 99 города Кемерово в возрасте 16–17 лет. Исследованы характеристики суверенности психологического пространства подростков с учетом их гендерной принадлежности. Предложены практические рекомендации по организации образовательного пространства с учетом выявленных особенностей суверенности во взаимосвязи с личностными характеристиками, свойственными юношам и девушкам.
суверенность, образовательное пространство, обучающиеся подросткового возраста, границы психологического пространства, автономия, механизмы суверенизации, адаптивность, локус контроля, гендерные различия
1. Телегина С. Я. Психологическая суверенность подростков, проживающих в родной и неродной культуре. Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 146–157. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.412
2. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
3. Карабанова О. А., Поскребышева Н. Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. C. 36–47.
4. Луков М. Ю. Особенности личностной автономии подростков, обучающихся в образовательных организациях среднего общего и среднего профессионального образования. Вестник НовГУ. 2014. № 79. C. 93–96.
5. Левкова Т. В. Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности. Вестник ДВГСГА. 2010. № 1-2. C. 63–67.
6. Щукина М. А., Жданова А. А. Зоны психологического пространства личности. Петербургский психологический журнал. 2017. № 18. С. 112–139.
7. Шаповаленко А. А. Диагностика характеристик личностной суверенности в интернет-среде: разработка опросника. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 2. С. 20–25. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2015-14-2-20-25
8. Скорова Л. В. Формирование суверенности психологического пространства у старших подростков. Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 75–83.
9. Казакова Т. В., Логинова И. О. Особенности педагогов с разным уровнем психологической суверенности. Психология обучения. 2014. № 6. С. 81–90.
10. Нартова-Бочавер С. К. Психофизиологические основы диспозициональной суверенности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 370–380. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.405
11. Буравцова Н. В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности. Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Психология. 2008. Т. 2. № 1. С. 45–49.
12. Кочарян А. С., Макаренко А. А., Чжао С. Особенности суверенности психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости. Перспективы науки и образования. 2016. № 1. С. 35–39.
13. Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 187 с.
14. Водинчар Е. А., Орлик Л. А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 48–56.
15. Харламенкова Н. Е. Психологическая безопасность и суверенность личности при выраженном посттравматическом стрессе. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 4. С. 90–97.
16. Мартиросян К. В. Суверенность личного пространства как предмет теоретического и эмпирического психологического исследования. Науковедение. 2013. № 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/65PVN613.pdf (дата обращения: 04.03.2022).
17. Трофимова Ю. В. Проявления суверенности в юношеском возрасте: различия субъектных характеристик личности. Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 336–339.
18. Сафонова М. В., Тихонова Д. А. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 3. С. 114–125. http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-11
19. Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 349–352. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0090
20. Екимова В. И., Орлова Е. А. Образовательная среда кадетского корпуса как фактор формирования суверенности психологического пространства личности воспитанников-юношей. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 33–36.
21. Клочко А. В., Краснорядцева О. М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе. Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. 2001. № 1-1. С. 4–8.
22. Викдорова Н. А., Морозова И. С., Морозов Е. В. Становление суверенности личности подростка в условиях гражданско-патриотического воспитания. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4. C. 25–29.
23. Смирнова Я. К. Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности. Известия Алт. гос. ун-та. 2014. № 2-1. С. 75–78. https://doi.org/10.14258/izvasu(2014)2.1-14
24. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: ТГУ, 1999. 154 с.
25. Нартова-Бочавер С. К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства-2010». Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 105–119.
26. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. С. 136–139.
27. Мельникова Н. Н. Методика исследования стратегий адаптивного поведения (АСП). Диагностика социально-психологической адаптации личности. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. С. 30–58.
28. Чебровская С. В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов: дис. ... канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 157 с.
29. Боровских Т. А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе. Наука и школа. 2010. № 5. С. 56–59.
30. Толбатова Е. В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 1. C. 67–74.