Москва, Россия
Предмет исследования – архетипы традиционной культуры, сложившиеся в эпоху кочевой цивилизации в Казахстане и упраздненные в советский период времени как пережитки родового строя, противоречившие и не нашедшие места в новой складывающейся правовой системе социалистического государства. Цель – выявить причины, мотивы возрождения архетипов традиционной культуры, латентности совершаемых правонарушений, связанных с применением упраздненных в начале XX в. и запрещенных в XXI в. традиций, основанных на нормах казахского обычного права и шариате. Актуальность темы обусловлена увеличением роста многоженства и совершения правонарушений, связанных с похищением женщин с целью их принуждения к браку. Рассмотрена трансформация правового положения женщин в Казахстане с XX по начало XXI в. Особое место в исследовании отведено советским преобразованиям и основаниям упразднения традиционных семейно-брачных институтов в Казахстане в связи с коренным изменением общественных отношений, вызванных сменой государственной власти и повлиявших на государственное развитие кочевой окраины Российского государства. Проанализированы данные уголовной правовой статистики по совершенным правонарушениям против прав и свобод женщин, проведен сравнительный анализ хроники похищений потерпевших и фактов многоженства в соседних постсоветских государствах. Методология работы основывается на правовых компаративистских исследованиях, в рамках которых осуществлялись диахронизация и синхронизация правовых явлений и процессов в Казахстане в установленных хронологических рамках. Диахронный метод позволил сравнить традиции похищения невест, особенности многоженства в Казахстане, существовавшие в разные исторические периоды. Юридико-догматический метод был направлен на толкование и правильное использование нормативных правовых актов и содержащихся в них норм и применялся для анализа обычаев, норм ислама, дореволюционного имперского права, советского и постсоветского законодательства.
традиции, местные обычаи, правовая культура, права женщин, похищение женщины, умыкание невесты, многоженство, кочевая община
1. Миропиев М. А. О положении русских инородцев. СПб.: Синод. тип., 1901. 515 с.
2. Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования, под ред. С. З. Зиманова. Алматы: Жетi жарғы, 2005. Т. 5. 544 с.
3. Стёпин В. С. История и философия науки. М.: Академический проект; Трикста, 2011. 423 с.
4. Аманжолова Д. А. Из истории женского вопроса в СССР (от традиций к модерности). 1920–1930-е гг. Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. № 3. С. 26–43.
5. Рысбекова С. Т. Женские организации в Казахстане и советская практика формирования гражданской активности в 1920–1930 годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4. С. 214–217.
6. Бешукова Ф., Ларина О. Похищение невесты – традиция или преступление? Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 72-2. С. 23–25. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-72-2-23-25
7. Сердюкова Е. В. Криминологический взгляд на проблему похищения женщин в Республике Дагестан. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 43–45.
8. Кудаева Л. А. Уголовное законодательство и уголовная политика советского периода в отношении ответственности за преступления, в которых женщина является потерпевшей. Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 200–204.