сотрудник
Брянск, Брянская область, Россия
Цель работы – оценка влияния параметров переключения передач на показатели качества работы автомобильной трансмиссии с гидротрансформатором (ГТ). Задача исследования: разработка компьютерной динамической модели автомобильной трансмиссии с трехрядным планетарным редуктором и ГТ для оценки качества работы трансмиссии. Метод исследования: компьютерное моделирование с использованием программного комплекса «Универсальный механизм». Новизна работы: создана компьютерная динамическая модель автомобильной трансмиссии с трехрядным планетарным редуктором и гидротрансформатором для исследования процессов переключения передач. Результаты работы: разработана компьютерная модель для исследования динамических процессов в трансмиссии автомобиля, оценки влияние параметров переключения передач на показатели качества работы автомобильной трансмиссии с ГТ. Даны рекомендации по выбору параметров управления переключением передач. Выводы: увеличение времени нарастания силы сжатия включаемого фрикциона tup увеличивает КПД ГТ и время синхронизации дисков включаемых фрикционов, уменьшает значения максимума углового ускорения и скорость изменения углового ускорения колес автомобиля (Jerk), увеличивает работу сил трения фрикционов (W) при включении повышающей передачи и уменьшает W при включении понижающей передачи не зависимо от блокировки ГТ. При включении повышающей передачи можно рекомендовать минимальное значение tup, обеспечивающее допустимую величину Jerk.
трансмиссия автомобиля, гидротрансформатор, фрикцион, планетарный редуктор, компьютерная модель
1. Haj-Fraj A. Pfeiffer F. Optimal control of gear shift operations in automatic transmissions // Journal of the Franklin Institute. 2001. vol. 338. pp. 371-390.
2. Haj-Fraj A. Pfeiffer F. A model based approach for the optimization of gearshifting in automatic transmissions // International journal of vehicle design. 2002. vol. 28(1). pp. 171-188.
3. Sayın P. Schöftner J. Analytical investigation on the damping performance of a torque converter in an automotive driveline model // MATEC Web of Conferences. 2017. vol. 10, 07001. ICMAA 2017. DOI: 10.1051/71080.
4. Тарасик В.П. Математическое моделирование переключения передач с перекрытием характеристик управления // Автомобильная промышленность. 2016. № 7. с. 10-18.
5. Goetz M. Levesley M., Crolla D. Dynamics and control of gearshifts on twin-clutch transmissions // Proceedings of the institution of mechanical engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2005. vol. 219(8). pp. 951-963.
6. Han Y. Han W., Yi S.J. A study of shift control using the clutch pressure pattern in automatic transmission // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2003. vol. 217(4). pp. 289-298.
7. Тарасик В. П. Романович Ю.С. Переключение передач карьерного самосвала с ГМП // Автомобильная промышленность. 2018. № 8. с. 12-20.
8. Реутов А.А. Моделирование переключения передач автомобильной трансмиссии с двойным сцеплением // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2021. № 3-4 (14). с. 14-24. DOI: 10.30987/2658-6436-2021-3-4-14-24.
9. Zhang H. Zhao X., Yang J., Yang W. Shift Strategy Optimization for Automatic Transmission of Heavy Trucks Based on Dynamic Programming Algorithm // Appl. Sci. 2021. vol. 11. 5555. DOI: 10.3390/app11125555.
10. Тарасик В.П. Горбатенко Н.Н., Егоров А.Н., Региня В.В. Мехатронная система автоматического управления ГМП карьерного самосвала // Автомобильная промышленность. 2010. № 6. с. 12-15.
11. Моделирование трансмиссии. Руководство пользователя. URL: http://www.universalmechanism.com/download/90/eng/22_um_driveline.pdf (дата обращения: 18.01.2022).
12. Iqbal S. Modeling and analysis of wet friction clutch engagement dynamics/ Shoaib Iqbal, Farid Al-Bender, Agusmian P. Ompusunggu, Bert Pluymers, Wim Desmet// Mechanical Systems and Signal Processing. 2015. vol. 60-61. pp. 420-436. DOI:10.1016/j.ymssp.2014.12.024.
13. He-yun B. Wei H., Feng-xia L. Investigation of engagement characteristics of a multi-disc wet friction clutch // Tribology International. 2021. vol. 159. 106940. DOI: 10.1016/j.triboint.2021.106940.
14. Li, C. Meng F., Xi J., Zhai Y. Starting shift control of heavy-duty automatic transmissions based on the optimal trajectory of turbine speed // Mechanical Systems and Signal Processing. 2019. vol. 126. pp. 490-504. DOI: 10.1016/j.ymssp.2019.02.030.