ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В начале статьи говорится об основных тенденциях развития института наказания в уголовном праве России, имевших место до начала цифровизации российского общества. Показывается влияние современных цифровых технологий на эволюцию уголовного наказания. Предлагается на основе уголовного законодательства и судебной практики создать компьютерную программу, которая окажет помощь российским судам в определении вида и размера наказания виновным в совершении преступления лицам. Высказываются критические замечания в адрес уже существующих компьютерных программ такого рода. Проводится различие между понятиями «формализация назначения наказания», «автоматизация назначения наказания» и «цифровизация назначения наказания». Приводятся примеры из судебной практики, наглядно показывающие, как изменилось карательное содержание уголовного наказания в виде лишения права на занятие определенных видов деятельности в связи с цифровизацией российского общества. Обосновывается необходимость введения нового вида уголовного наказания в российское уголовное право в виде ограничения цифровых прав виновного лица. Указываются преимущества и недостатки цифровизации исполнения уголовного наказания.

Ключевые слова:
уголовное наказание, институт наказания, эволюция наказания, цифровизация, цифровизация назначения наказания, автоматизация назначения наказания, формализация назначения наказания, электронная система назначения наказания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

За последние несколько сотен лет институт наказания в российском уголовном праве под влиянием различных объективных и субъективных факторов претерпел множественные существенные изменения. Обзор соответствующих исторических источников, касающихся вопроса становления наказания в уголовном праве России позволяет выделить несколько основных тенденций в его развитии. К их числу следует отнести: 1) отказ от сословного (классового) подхода при определении виновному лицу меры наказания; 2) исключение из системы наказаний тех видов наказаний, которые связаны непосредственно с физическим воздействием на тело лица, совершившего преступление; 3) постепенное сокращение применения смертной казни к виновным лицам, приведшее в настоящее время к бессрочному мораторию (запрету) на её применение; 4) поиск эффективных альтернативных видов наказаний, не связанных с изоляцией виновного лица от общества и расширение оснований их назначения.

Как и любой другой институт уголовного права, наказание продолжило свое последовательное развитие и в период ускоренной цифровизации российского общества. Внедряемые в уголовное правосудие цифровые технологии создают условия для появления качественно иных видов наказания, значительного изменения карательного содержания существующих видов наказания, разработки более точных механизмов определения виновным лицам вида и размера назначаемого уголовного наказания, нахождения противоречий и пробелов в уголовно-правовой регламентации института наказания и решении многих других важных вопросов.

В последнее время в российской уголовно-правовой литературе очень оживленно обсуждаются проблемы цифровизации наказания. Однако до сих пор ни на государственном уровне, ни среди ученых не сформировалось единого подхода к решению данных проблем. Очевидным является только одно обстоятельство. Уголовное правосудие не должно стоять в стороне от возможности применения современных цифровых технологий, которые помогут сделать его работу намного более качественной и совершенной. Как справедливо замечает Л.А. Воскобитова: «Одним из преимуществ цифровизации могло бы стать снижение уровня субъективности» [1, с. 45]. И хотя она это относила к механизму расследования преступлений и сбору по ним доказательств данное высказывание вполне актуально и в отношении определения виновным лицам вида и размера наказаний за совершенные им преступления. Подавляющее большинство санкций в современном уголовном законодательстве России построены по типу относительно-определенных и альтернативных, предусматривающих крайне широкие пределы для судейского усмотрения. При такой ситуации решить вопрос о том, какое наказание для виновного является справедливым, а какое таковым не является, становится невероятно сложно. Цифровые технологии позволят намного лучше в нем разобраться, прежде всего, за счет возможности обработки большого количества данных, поступающих из судебной практики.

В цифровизации назначения уголовного наказания необходимо выделить два этапа. На первом этапе необходимо в разработанную компьютерную программу загрузить требования по назначению наказания, установленные в современном российском уголовном законе и положения, разработанные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания», которые она смодулирует для представления в цифровом виде в целях использования их судами в практической деятельности при определении виновным лицам вида и размера наказания за совершенные ими преступления. Учет данного этапа цифровизации назначения наказания российскими судами является обязательным, так как он непосредственно основан на уголовном законодательстве России. В определенной степени это уже нашло воплощение на сайте «Юридический прогноз: онлайн-калькулятор по уголовным делам, быстрый и удобный расчет уголовного наказания», расположенном по адресу: https://aisud.ru/home. Самое главное на данном этапе цифровизации деятельности судов по применению санкций уголовно-правовых норм заключается в своевременном отслеживании изменений в уголовном законодательстве в части, касающейся назначения наказания и загрузки данных изменений в компьютерную программу, облегчающую судам определение виновным лицам вида и размера наказания. Отдельно отметим, что в Интернете имеются онлайн-калькуляторы, которые направлены на решение иных, не связанных с назначением наказания уголовно-правовых вопросов. В частности, на сайте «Юристы Симферополя» размещен онлайн-калькулятор, позволяющий рассчитать сроки условно-досрочного освобождения от наказания.

Второй этап цифровизации связан со статистической обработкой имеющихся в электронных базах обвинительных приговоров российских судов по вопросу содержащихся в них видов и размеров назначенных наказаний. Это позволит сформировать соответствующие графики, в которых будет наглядно проиллюстрировано, каким именно образом назначенные за конкретные виды преступления наказания распределялись в пределах санкций статей, предусматривающих ответственность за эти преступления, а в каких случаях даже выходили за их минимальные пределы, например, в случае применения положений ст. 64 УК РФ. Этот этап цифровизации назначения наказания является рекомендательным для судов, но он позволит им в доступной форме увидеть какие виды и размеры наказаний за то или иное преступление при тех или иных обстоятельствах его совершения в течение того или иного периода времени предпочитали назначать суды. Таким образом, будет создана своеобразная цифровая карта назначения наказания, служащая дополнительным ориентиром российским судам в решении вопроса об определении вида и размера наказания. Конечно, более полно проблему цифровизации назначения наказания может решить только тесное сотрудничество юристов с программистами. И в этом, как показывает практика, заключается основная трудность. Юристы не слишком хорошо представляют себе, каким образом работают цифровые технологии, какими возможностями они располагают, и какие вопросы могут решать. В свою очередь, у программистов не хватает юридической базы, позволившей бы им создать достойную компьютерную программу, направленную на оказание помощи судам в решении вопросов, касающихся назначения наказания.

Осложнения вызовет и постоянное обновление большого количества данных, необходимых для корректной работы компьютерной программы, оказывающей помощь судам в назначении наказания. Особенно это актуально для загрузки в неё сведений о видах и размерах назначенных судами наказаний, так как только за 2021 г. обвинительные приговоры были вынесены российскими судами в отношении 601 000 чел. [2]. Надлежащим образом оцифровать для последующей компьютерной обработки такого большого объема уголовно-правовой информации – это весьма трудновыполнимая задача. Ручной ввод данных с обвинительных приговоров при крайне большой загруженности российских судов, постоянной текучки кадров, оказывающих техническую поддержку деятельности судебной системе и их малочисленности, осуществляться будет очень медленно и чреват значительным количеством ошибок. При этом важно иметь в виду, что для эффективной работы компьютерной программы по назначению виновным лицам наказания в неё следует вводить не только данные о том, какое преступление было совершено с точки зрения уголовного закона и какое судом наказание было назначено за его совершение, но и все те обстоятельства совершенного преступления, которые суды посчитали в своих обвинительных приговорах имеющими значение при определении виновному лицу вида и размера наказания. Это требует достаточно серьезной аналитической работы по изучению содержания обвинительных приговоров, что исключает возможность их автоматической обработки для последующей оцифровки, в связи с тем, что достаточных для этого технических условий на данный момент не существует.

Несмотря на все объективные трудности в цифровизации назначения наказания работа в данном направлении продолжает осуществляться. И уже можно отметить первые практические результаты. 15 февраля 2019 г. в Санкт-Петербурге была представлена на заседании международного криминологического клуба Х.Д. Аликперовым электронная система определения оптимальной меры наказания – «Электронные весы правосудия». Она представляет собой компьютерную программу, которая на основе определенных заранее установленных баллов, присваиваемых обстоятельствам, смягчающим и отягчающим наказание может ориентировать суд в выборе вида и размера наказания. По словам самого Х.Д. Аликперова разработанная им программа с точностью 96-98% позволяет справиться с назначением справедливого наказания [3]. Однако к таким высказываниям следует относиться с определенной долей осторожности, поскольку апробация электронной системы назначения наказания на ста обвинительных приговорах указывает на относительно небольшую статистическую выборку с учетом того, что в Российской Федерации судами выносится несколько сот тысяч обвинительных приговоров ежегодно. И, кроме того, где гарантии того, что наказания, назначенные в обвинительных приговорах, которые использовались при испытании компьютерной программы «Электронные весы правосудия», являются действительно справедливыми. Осторожна в своем оптимистическом настрое относительно участия компьютерных программ в назначении наказания также Н.А. Крайнова. В одной из своих работ она в частности отмечает, что предложенная Х.Д. Аликперовым электронная система назначения наказания является обычной компьютерной программой, не способной к самообучению. С изменением уголовного законодательства она потребует и изменения тех алгоритмов, которые используются в ней для определения вида и размера наказания [4]. Во внедряемой Х.Д. Аликперовым компьютерной программе по назначению наказания Д.А. Шестаков видит опасность иного характера. Он полагает, что она может ослабить судейскую память, в части правил назначения наказания, поскольку часть умственной нагрузки перемещается в искусственный разум [5].

Каждое из приведенных критических мнений, касающихся компьютерной программы «Электронные весы правосудия», безусловно, является обоснованным. В то же время главный недостаток данной программы и всех других подобных компьютерных программ остался мало освещенным в научной литературе. Он касается того, что электронная система назначения наказания, предложенная Х.Д. Аликперовым, основана на системе формализации назначения наказания, которая не оставляет места для судейского усмотрения в этой области и, по сути, лишает российские суды права на осуществление одного из самых главных их полномочий, выражающегося в определении характера и объема уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений. Для того чтобы полнее разобраться в этом вопросе, необходимо уточнить содержание и границы понятий «формализация назначения наказания», «автоматизация назначения наказания» и «цифровизация назначения наказания», которые хоть и являются в некоторой степени связанными между собой, все же означают разные явления. Формализация назначения наказания – это назначение наказания на основе строго определенных критериев, исключающих судебное усмотрение и переводящих определение количественно-качественных пределов наказания в чисто математическую плоскость, неизменно завершающееся точным результатом в виде определенного вида и размера, назначаемого виновному лицу наказания. Под автоматизацией назначения наказания понимается его назначение с помощью специально разработанных для этого технических устройств, исключающих вмешательство человека в этот процесс. И, наконец, цифровизация назначения наказания предполагает использование различных цифровых технологий и платформ при определении судом виновным лицам вида и размера наказания. Отсюда можно сделать вывод, что формализация назначения наказания может осуществляться как непосредственно самими судьями, так и автоматически, без их участия, а цифровизация назначения наказания – лишь демонстрирует в случае полного её осуществления более высокий уровень возможной автоматизации данного процесса.

В компьютерной программе «Электронные весы правосудия», созданной Х.Д. Аликперовым, выразились все три выше рассмотренных процесса: и формализация назначения наказания, и автоматизация назначения наказания, и цифровизация назначения наказания. И именно поэтому она мало пригодна для российской судебной системы с её давними традициями широких пределов судейского усмотрения в части назначения наказания. Поэтому в российских реалиях гораздо более удачной будет такая цифровая система назначения наказания, в которой указываются с учетом юридически значимых обстоятельств совершенного преступления обязательные минимальные и максимальные пределы назначаемого наказания, а в этих пределах зафиксированы все предыдущие решения судов по данному преступления, которые суд, назначая наказание за вновь совершенное преступление, рассмотрит в качестве рекомендательных ориентиров. В целях более удобного восприятия такой информации её можно представлять в качестве координатной сетки, в которой ось абсцисс содержит возможные значения размера назначаемого наказания, а ось ординат указывает на вид назначаемого наказания. Ранее вынесенные судами приговоры обозначаются на координатной сетке красными точками, фиксирующими вид и размер назначаемого наказания при наведении на которые можно также определить время вынесения обвинительного приговора и суд, который его вынес. При отмене обвинительного приговора суда информация о нем подлежит удалению из цифровой системы назначения наказания.

Происходящая ускоренными темпами в настоящее время цифровизация российского общества повлияла не только на назначение уголовного наказания, но и на его карательное содержание. Некоторые ученые предсказывают появление в связи с этим новых видов наказаний. Так, Е.А. Русскевич, ориентируясь во многом на китайский опыт, говорит об обоснованности введения такого вида уголовного наказания, как снижение цифрового рейтинга общественной благонадежности [6, с. 83].  В современной российской судебной практике уже применяются наказания, связанные с цифровыми технологиями. В качестве примеров можно привести следующее: 1) лишение права заниматься деятельностью, связанной с использованием информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» [7]; 2) лишение права пользования информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» [8]; 3) лишение права, связанного с администрированием сайтов с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети «Интернет» [9]; 4) лишение права заниматься деятельностью, связанной с размещением обращений и иных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет [10]. Очевидно, что все вышеуказанные наказания, назначаемые в судебной практике при их одинаковой карательной направленности на ограничение взаимодействия виновного лица с современными цифровыми технологиями, обладают, тем не менее различающимся содержанием. Например, второе из указанных выше наказаний более широкое по правоограничениям в цифровой сфере, в сравнении с первым наказанием, в связи с тем, что право пользования глобальной сетью «Интернет» содержит и право на осуществление в ней различных видов деятельности.  Как показывает практика, право на доступ в Интернет состоит из следующих правомочий: 1) право на просмотр размещенного во всемирной сети контента; 2) право на размещение контента в сети «Интернет», включая и создание собственных сайтов; 3) право на взаимодействие с другими субъектами посредством сети «Интернет»; 4) право на защиту своих данных и анонимность в сети «Интернет» (право на безопасность в сети «Интернет»). Следовательно, суд, назначая наказание, связанное с ограничением права виновного лица на доступ его в Интернет может лишить его любого из перечисленных полномочий.

В настоящее время в российской системе наказаний нет отдельного вида наказания, которое заключается в ограничении цифровых прав виновного лица. Восполняя этот пробел, суды назначают подобные наказания, руководствуясь положениями ст. 47 УК РФ, в которой регламентируется наказание в виде лишения права на занятие определенными видами деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время ст. 47 УК РФ является в уголовном законодательстве не единственной нормативной основой возможного применения ограничения цифровых прав виновного лица. В ч. 5 ст. 73 УК РФ говорится о том, что суд может наложить на виновное лицо выполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. Вполне логичным будет в этой связи наложение на условно-осужденного обязанности не участвовать, например, в онлайн-играх, проводимых с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети «Интернет». Однако все более возрастающее значение в жизни российского общества сети «Интернет» и иных цифровых технологий требуют предусмотреть в системе наказаний, закрепленной в ст. 44 УК РФ отдельный вид наказания, заключающейся в ограничение права виновных лиц на доступ к цифровым технологиям и ресурсам, их использование, осуществление посредством них различных видов деятельности.

В исполнении некоторых видов наказаний цифровизация также со временем будет играть все более заметную роль.  Ликвидация случаев нарушения режима содержания осужденных, имеющая, к сожалению, достаточно широкое распространение сейчас в местах лишения свободы, потребует осуществления постоянного онлайн-контроля за поведением находящихся в них осужденных лиц и работников администрации. Уже давно в практике применения наказания в виде ограничения свободы используются электронные браслеты, позволяющие установить точные координаты местонахождения осужденных к данному виду наказания лиц. Американский исследователь Р. Роуч в своей книге «Жизнь в тюрьме» пошел еще дальше и заявил, что современные технологии создают возможность вмонтирования в организм осужденного специального чипа, который не только сможет контролировать местонахождение осужденного лица, но и в определенной степени моделировать его поведение в определенных ситуациях [11]. На практике внедрять такие технологии конечно опасно, поскольку, несмотря на те несомненные преимущества, которые они несут, их повсеместное распространение создает реальную угрозу появления цифрового рабства. Тотальный контроль над человеком, даже виновным в совершении преступления, может привести и, скорее всего, приведет к неслыханным доселе злоупотреблениям со стороны государственных органов и должностных лиц. И, тем не менее цифровизация института уголовного наказания – это процесс, который без сомнения будет продолжаться и в дальнейшем. Чтобы он стал по-настоящему полезным и обществу, и государству, и отдельному индивиду, его следует проводить не форсировано, а крайне осторожно, помня обо всех тех опасностях, которые он может с собой принести.

 

Список литературы

1. Воскобитова Л.А. Использование функционального подхода для цифровизации уголовного судопроизводства // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 10. – С. 34-51.

2. Верховный суд подвел итоги работы судов за 2021 год/ https://pravo.ru/story/239027/. Дата обращения: (10.03.2022 г.).

3. Аликперов Х.Д. Электронная система определения оптимальной меры наказания (постановка проблемы) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 4 (51). С. 14.

4. Крайнова Н.А. Электронные весы правосудия: цифровизация процессов или оцифровка задач // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 52 (1). – С. 36.

5. Шестаков Д.А. «Электронные весы правосудия» в свете общей преступностиведческой теории // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1 (52). – С. 14.

6. Русскевич Е.А. Уголовное наказание и цифровые технологии: точка бифуркации // Государство и право. – № 7. – С. 77-84.

7. См.: Приговор Старооскольского городского суда Белгородской области от 16.10.2017 г. по делу № 1-311/2017. / http://gospravo-journal.ru/s102694520010658-4-1/. Дата обращения: 15.03.2022 г.

8. См.: Приговор Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 22.11.2017 г. по делу № 1-173/2017. / http://gospravo-journal.ru/s102694520010658-4-1/. Дата обращения: 15.03.2022 г.

9. См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15.03.2018 г. № 201-АПУ18-8; Приговор Волжского районного суда Самарской области от 12.11.2018 г. по делу № 1-220/2018. / http://gospravo-journal.ru/s102694520010658-4-1/. Дата обращения: 15.03.2022 г.

10. См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.02.2019 г. № 208-АПУ19-1. / http://gospravo-journal.ru/s102694520010658-4-1/. Дата обращения: 15.03.2022 г.

11. Roache, R. 2013, 'How Technology Could Make "Life in Prison" a Much Longer, Tougher Sentence', Slate, August 12, viewed 15 November 2020, https://slate.com/technology/2013/08/ daniel-pelka-ariel-castro-how-life-extending-technology-could-make-a-life. Дата обращения: 17.03.2022 г.

Войти или Создать
* Забыли пароль?