Москва, Россия
Кризисные ситуации, такие как пандемия новой коронавирусной инфекции, влияют на поведение человека; ответная реакция на них для большинства людей – страх и соответствующее поведение, вызванное страхом. На современном этапе социальные сети насчитывают огромное число пользователей по всему миру, поэтому люди, а также государственные и частные организации и группы пересылают, размещают и комментируют сообщения в социальных сетях. Таким образом, можно охватить большую аудиторию за очень короткое время. Однако не все сообщения в социальных сетях можно классифицировать как настоящие новости. Напротив, многие индивидуумы, группы и организации используют социальные сети для распространения слухов, фальшивых новостей и теорий заговора. Существует три основных причины, которые формируют и усиливают доверие людей к этим типам новостей: 1) людям приятно верить в лучшее в самих себе и сообществах, к которым они принадлежат; 2) люди хотят разобраться в своем окружении; 3) и / или люди хотят чувствовать себя в безопасности и держать все под контролем во время серьезных кризисных ситуаций. Среди нынешних демонстрантов, выступающих против политики правительства Германии, направленной на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, часто можно выделить сторонников конкретных групп, разделяющих их убеждения. Однако отличить правдивые новости от фальшивых новостей и слухов нелегко. В данной работе используется метод количественного сбора данных для изучения причин, по которым люди могут менять свое поведение в кризисных ситуациях и по которым некоторые люди более склонны верить слухам и фальшивым новостям, распространяемым в социальных сетях, чем другие. В этом контексте достоверность сообщения играет важную роль. Результаты показывают, что слухи, фальшивые новости и теории заговора способны снизить доверие людей к медицинским учреждениям и / или правительствам.
пандемия коронавируса, кризисная ситуация, слухи, фальшивые новости, поведение человека
1. De Ceukelaire W., Bodini C. We need strong public health care to contain the global Corona pandemic. International Journal of Health Services, 2020, 50(3): 276–277. https://doi.org/10.1177/0020731420916725
2. Liu Y.-C., Kuo R.-L., Shih S.-R. COVID-19: The first documented coronavirus pandemic in history. Biomedical Journal, 2020, 43(4): 328–333. https://doi.org/10.1016/j.bj.2020.04.007
3. Honigsbaum M. A history of the great influenza pandemics: death, panic and hysteria, 1830–1920. London: I. B. Tauris, 2013, 313.
4. Walker P. G., Whittaker C., Watson O., Baguelin M., Ainslie K., Bhatia S. et al. The impact of COVID-19 and strategies for mit-igation and suppression in low- and middle-income countries. Science, 2020, 368(6502): 413–422. https://doi.org/10.1126/science.abc0035
5. Moser D. A., Glaus J., Frangou S., Schechter D. S. Years of life lost due to the psychosocial consequences of COVID-19 mitigation strategies based on Swiss data. European Psychiatry, 2020, 63(1). https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2020.56
6. Akseer N., Kandru G., Keats E. C., Bhutta Z. A. COVID-19 pandemic and mitigation strategies: implications for maternal and child health and nutrition. American Journal for Clinical Nutrition, 2020, 112(2): 251–256. https://doi.org/10.1093/ajcn/nqaa171
7. Alkhodair S. A., Ding S. H. H., Fung B. C. M., Liu J. Detecting breaking news rumors of emerging topics in social media, Infor-mation Processing & Management, 2020, 57(2). https://doi.org/10.1016/J.IPM.2019.02.016
8. Tandoc E. C., Lim Z. W., Ling R. Defining “Fake News”. Digital Journalism, 2018, 6(2): 137–153. https://doi.org/10.1080/21670811.2017.1360143
9. Robinson S., DeShano C. ‘Anyone can know’: Citizen journalism and the interpretive community of the mainstream press. Journalism, 2011, 12(8): 963–982. https://doi.org/10.1177/1464884911415973
10. Wall M. Citizen Journalism: A retrospective on what we know, an agenda for what we don’t. Digital Journalism, 2015, 3(6): 797–813. https://doi.org/10.1080/21670811.2014.1002513
11. Kühne S., Kroh M., Liebig S., Rees J., Zick A., Entringer T. M. et al. Gesellschaftlicher Zusammenhalt in Zeiten von Corona: Eine Chance in der Krise? SOEP papers on Multidisciplinary Panel Data Research. Berlin: Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung (DIW), 2020, vol. 1091.
12. Engels B. Corona: Stresstest für die Digitalisierung in Deutschland. IW-Kurzbericht 23/2020. Institut der Deutschen Wirtschaft. Köln, 2020.
13. Levy N. The bad news about fake news. Social Epistemology Review and Reply Collective, 2017, 6(8): 20–36.
14. Rini R. Fake news and partisan epistemology. Kennedy Institute of Ethics Journal, 2017, 27(2). https://doi.org/10.1353/ken.2017.0025
15. Liu F., Burton-Jones A., Xu D. Rumors on Social Media in Disasters – extending transmission to retransmission. PACIS Pro-ceedings, 2014, 49. URL: https://aisel.aisnet.org/pacis2014/49 (accessed 10 Jan 2022).
16. Tseng H., Fogg B. J. The elements of computer credibility. Papers CHI 99, 15–20 May 1999, 80–87.
17. Eastin M. S., Eysenbach G., Hilligoss B., Harris F. J., Lankes R. D., Rieh S. Y., Sundar S. S., Weingarten F. W. Digital media, youth and credibility. London: MIT Press, 2008. https://doi.org/10.1162/dmal.9780262562324.vii
18. Appelman A., Sundar S. S. Measuring message credibility: construction and validation of an exclusive scale. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2016, 93(1). https://doi.org/10.1177/1077699015606057
19. Oh H. J., Lee H. When do people verify and share health rumors on social media? The effects of message importance, health anxi-ety, and health literacy. Journal of Health Communication, 2019, 24(11): 837–847. https://doi.org/10.1080/10810730.2019.1677824
20. Sternisko A., Cichocka A., Van Bavel J. J. The dark side of social movements: Social identity, non-conformity, and the lure of conspiracy theories. Current opinion in psychology, 2020, 35: 1–6. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.02.007
21. Milkman K. L., Patel M. S., Gandhi L., Graci H. N., Gromet D. M., Ho H. et al. A mega-study of text-based nudges encouraging patients to get vaccinated at an upcoming doctor’s appointment. Rotman School of Management Working Paper, 2021, 118(20). https://doi.org/10.2139/ssrn.3780267
22. Marchlewska M., Cichocka A., Łozowski F., Górska P., Winiewski M. In search of an imaginary enemy: Catholic collective nar-cissism and the endorsement of gender conspiracy beliefs. The Journal of Social Psychology, 2019, 159(6): 766–779. https://doi.org/10.1080/00224545.2019.1586637
23. Van Bavel J. J., Cichocka A., Capraro V., Sjåstad H., Nezlek J. B., Alfano M. et al. National identity predicts public health sup-port during a global pandemic. PsyArXiv. 2020. https://doi.org/10.31234/osf.io/ydt95
24. Umeogu B. Source credibility: A philosophical analysis. Open Journal of Philosophy, 2012, 2(2): 112–115. https://doi.org/10.4236/ojpp.2012.22017
25. Eisend M. Source credibility dimensions in marketing communication – a generalized solution. Journal of Empirical Generalisations in Marketing, 2006, 10: 1–33.
26. Miller S. M. Monitoring and blunting: Validation of a questionnaire to assess styles of information seeking under threat. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52(2): 345–353. https://doi.org/10.1037//0022-3514.52.2.345
27. Lazarus J. V., Ratzan S. C., Palayew A., Gostin L. O., Larson H. J., Rabin K., Kimball S., El-Mohandes A. A global survey of po-tential acceptance of a COVID-19 vaccine. Natural Medicine, 2021, 27(2): 225–228. https://doi.org/10.1038/s41591-020-1124-9
28. Johansen N., Miserez M., de Beaux A., Montgomery A., Macario Faylona J., Carbonell A., Bisgaard T. Surgical strategy for con-tralateral groin management in patients scheduled for Unilateral Inguinal Hernia Repair: An International Web-based Survey-monkey® Questionnaire: Strategy for Contralateral Groin Management during Inguinal Hernia Repair. Scandinavian Journal of Surgery, 2020, 110(3): 368–372. https://doi.org/10.1177/1457496920938600
29. Kissler S. M., Tedijanto C., Goldstein E., Grad Y. H., Lipsitch M. Projecting the transmission dynamics of SARS-CoV-2 through the postpandemic period. Science, 2020, 368(6493): 860–868. https://doi.org/10.1126/science.abb5793
30. Cristea I. A., Naudet F. Increase value and reduce waste in research on psychological therapies. Behaviour Research and Therapy, 2019, 123. https://doi.org/10.1016/j.brat.2019.103479
31. Gentili C., Cristea I. A. Challenges and opportunities for human behavior research in the Coronavirus disease (COVID-19) pandemic. Frontiers in Psychology, 2020, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01786