Сочи, Россия
Рассмотрены теоретические основы одного из инструментов управления региональными туристскими потоками, а именно их сегментации. Вопрос разработки механизма управления региональными туристскими потоками, механизма их привлечения и сдерживания актуален для всех регионов, принимающих на своей территории туристов. Цель – разработка методических рекомендаций по сегментации региональных туристских потоков на основе ее цели и признаков. В задачи исследования входит разработка варианта алгоритма анализа региональных туристских потоков и варианта алгоритма сегментации региональных туристских потоков. Материалами исследования послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов по теме сегментации в сфере туризма, материалы Всемирной туристской организации, профильные словари и энциклопедии, методики по расчету въездных и выездных туристских потоков, правовые документы, касающиеся темы сегментации региональных туристских потоков. Использованы методы сравнения, анализа и синтеза, системный и комплексный подходы, аналитический метод, табличный метод, метод графического моделирования. Результатами исследования являются вариант алгоритма анализа региональных туристских потоков, вариант алгоритма сегментации региональных туристских потоков, методические рекомендации по их сегментации. Областью применения результатов является теория и практика туризма, сфера управления туризмом на федеральном, региональном и местном уровнях, сфера образования и подготовки специалистов для целей развития туризма. Выводами проведенного исследования можно назвать обоснование целесообразности и необходимости проведения анализа и сегментации региональных туристских потоков с целью разработки дифференцированных туристских продуктов принимающих регионов, пополнения доходов региональных и местных бюджетов, обеспечения устойчивого развития рекреационной территории, предотвращения негативных последствий развития туризма в регионе.
региональный туристский поток, сегментация, цель сегментации, признаки сегментации, сегментация туристского рынка, субъект сегментации, объект сегментации
1. Kotler P. Marketing Essentials. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1984, XIX+556.
2. Petermann Th., von Hutter Ch., Wennrich Ch. Folgen des Tourismus. Bd. 2: Tourismuspolitik im Zeitalter der Globalisierung. Berlin: Ed. Sigma, 1999, 278.
3. Swarbrooke J., Horner S. The impacts of business travel and tourism. Business Travel and Tourism, eds. Swarbrooke J., Horner S. London: Routledge, 2001, 75–87.
4. Cole D. N. Environmental impacts of outdoor recreation in wildlands. Society and resource management: a summary of knowledge, eds. Vaske J. J., Bruyere B. L., Field D. R., Brown P. J. Jefferson City, MO: Modern Lithograph, 2004, 107–116.
5. Xia J. C., Zeephongsekul P., Packer D. Spatial and temporal modelling of tourist movements using Semi-Markov processes. Tourism Management, 2011, 32(4): 844–851. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2010.07.009
6. Zhusheng L. Tourist flow-control study based on utility. Computer Modelling & New Technologies, 2014, 18(2): 205–211.
7. Bigné E., Gnoth J., Andreu L. Advanced topics in tourism market segmentation. Tourism management: analysis, behaviour and strategy, eds. Woodside A. G., Martin D. CABI, 2007, 151–173. https://doi.org/10.1079/9781845933234.0151
8. Пустовойтенко С. И., Сарян А. А. Проблемы терминологии туризма. Российское предпринимательство. 2012. № 7. С. 131–138.
9. Карташевская И. Ф. Туристские потоки как управляемая категория базисной модели рекреационной системы. Культура народов Причерноморья. 2005. № 63. С. 53–57.
10. Загурская С. Г. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. М.: МИИТ. 2011. 195 с.
11. Лисицына Т. Б., Коржанова А. А. Сегментация рынка в туризме. Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 13августа 2018 г.) Уфа: АМИ , 2018. С. 9–13.
12. Оганесян Л. Л., Фоменко Е. В. Проблемы применения диверсификационной стратегии в развитии туристского продукта региона. Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 1. С. 129–141.
13. Katsoni V., Giaoutzi M., Nijkamp P. Market segmentation in tourism: an operational assessment framework. Quantitative methods in tourism economic, eds. Matias Á., Nijkamp P., Sarmento M. Heidelberg: Physica, 2013. https://doi.org/10.1007/978-3-7908-2879-5_18
14. Александрова А. Ю., Шипугина М. В. Международный туризм как геополитическая сила. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2020. 99 с. https://doi.org/10.23681/597731
15. Phuong N., Song N., Quang T. Factors affecting community-based tourism development and environmental protection: practical study in Vietnam. Journal of Environmental Protection, 2020, 11(2): 124–151. https://doi.org/10.4236/jep.2020.112009
16. Shafaei F., Mohamed B. A stage-based model development study on tourism social impact assessment. International Journal of Scientific and Research Publications, 2015, 5(3). Available at: http://www.ijsrp.org/research-paper-0315.php?rp=P393777 (accessed 23 Sep 2021).
17. Freyer W. Tourismus: Einführung in die Fremdenverkehrsökonomie (Lehr- und Handbücher zu Tourismus, Verkehr und Freizeit). 11th revised and updated ed. De Gruyter Oldenbourg, 2015, 730.
18. Донскова Л. И. Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика. Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С. 47–55.
19. Bahrmann M. Die CHAID-Analyse als neue Methode der Marktsegmentierung im Tourismus Multivariate Zielgruppendifferenzierung am Beispiel Rheinland-Pfalz. Vom Fachbereich VI. (Geographie/Geowissenschaften) der Universität Trier zur Verleihung des akademischen Grades Doktor der Philosophie (Dr. phil.). Trier, 2002, 272.
20. Кислова Ю., Казунина А. Методика оценки туристских потоков на территорию города Москвы. Логистика. 2016. № 12. С. 18–29.
21. Аигина Е. В. Сверхтуризм и туризмофобия: новые явления или старые проблемы? Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 4. С. 41–55. https://doi.org/10.24411/1995-0411-2018-10404
22. Харламов С. В. Анализ пространственно-временных особенностей регионального туристского потока Алтайского края. Ползуновский альманах. 2011. № 3. С. 128–133.
23. Салеева Т. В., Самойленко А. А. Совершенствование статистического учета в туризме как необходимое условие для объективного планирования социально-экономического развития региона (на примере Краснодарского края). Курорты. Сервис. Туризм. 2018. № 2. С. 30–36.
24. Котова А. С., Старкова Н. О. Особенности статистического учета в туризме. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 32-2. С. 105–110.
25. Кочетыгова О. В. Методология статистической оценки численности туристов, не воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения. Саратовской области – 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 11 апреля 2016 г.) Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. Ч. 2. С. 95–97.
26. Кузенкова В. О. Алгоритм расчета въездного туристского потока в Смоленскую область. Сервис в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 61–67.
27. Грибков-Майский В. М. Статистика в туризме, или Как подсчитать турпоток? Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 8. С. 168–170.