Исследованы некоторые проблемы муниципального образования как субъекта трудового права, в частности его правосубъектности и сферы деятельности.
муниципальное образование, работодатель, трудовая правосубъектность, предмет ведения
Прежде чем обозначить некоторые проблемы отношений трудового права с участием муниципальных образований, надо убедиться в том, что муниципальное образование как субъект права, в том числе трудового, существует. Для подтверждения этого достаточно будет сослаться на п. 1 ст. 124 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ). Причем важно, что муниципальное образование является участником вполне реальных правоотношений. Существование муниципального образования как субъекта трудового права вытекает из ст. 1 ТК РФ, определяющей круг общественных отношений, входящих в предмет трудового права. Среди них и такие отношения, участие муниципальных образований в которых необходимо: социальное партнерство, охрана труда, трудоустройство и иные способы участия в реализации права на труд, например увольнение несовершеннолетних по некоторым основаниям ст. 81 ТК РФ. При этом следует отметить, что отношения в сфере трудового права с участием муниципальных образований (кроме, может быть, муниципальной службы), по сути, не были предметом специальных научных исследований.
Как известно, предмет трудового права состоит из собственно трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ними. Поскольку трудовое правоотношение является системообразующим в предмете трудового права, прежде всего рассмотрим муниципальное образование как работодателя.
Статья 20 ТК РФ определяет, что работодатель — это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Кроме того, что муниципальное образование физически не может выступать в роли лица, принимающего на работу, оно формально не относится ни к одной из названных категорий работодателей. Муниципальное образование является публичным образованием и рассматривается в качестве особого субъекта гражданского права, юридическим лицом не является, но в целом приравнивается к последнему с позиций владения имуществом и участия в гражданском обороте (ст. 124 ГК РФ). Интересы публичного образования представляют органы местного самоуправления.
Однако здесь не все однозначно. Орган местного самоуправления, согласно Закону № 131-ФЗ, как и местная администрация (ст. 35 и 37), признаются юридическими лицами. Но в науке гражданского права этот вопрос является дискуссионным. Казалось бы, эта проблема для трудовых отношений по большому счету должна быть безразлична: есть юридическое лицо — есть работодатель. Но относительно трудовых отношений важно, есть ли у работодателя обязанность и возможность нести ответственность перед работником.
1. Бондаренко Э. Н. Муниципальное образование как работодатель // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К. Н. Гусова. М., 2011.
2. Гревцов Ю. И., Хохлов Е. Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2006. № 5.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий (постатейный) / под ред. А. П. Сергеева. М., 2010.
4. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: в 2 т. Т. 1. М., 2003.
5. Маврин С. П., Филиппова М. В., Хохлов Е. Б. Трудовое право России: учебник. СПб., 2005.
6. Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.
7. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2005.
8. Щепачев В. А. Органы местного самоуправления как юридические лица // Право и политика. 2010. № 1.