В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой инклюзивного образовательного пространства дошкольной образовательной организации. В статье даны определения основных педагогических категорий: инклюзивное образование, образовательное пространство, инклюзивное образовательное пространство. Автор выделил их основные положения оценки инклюзивного образовательного пространства, критерии качества инклюзивного образовательного пространства. Кроме того, в статье предлагается алгоритм оценки инклюзивного образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в котором учитываются основные этапы оценки инклюзивного образовательного пространства.
образовательное пространство, инклюзивное образование, инклюзивное образовательное пространство, квадиметрический подход, системный подход, процессный подход, алгоритм оценки инклюзивного образовательного пространства
1. Азгальдов, Г.Г. Определение ситуации оценивания / Г.Г. Азгальдов // Стандарты и качество. – 1995. – № 9. – С. 14–16.
2. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. - С. 83-92.
3. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого - педагогический университет, 2011. – С.10-11.
4. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-sotsialnaya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 15.03.2022).
5. Будникова, Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с.
6. Григорьева, Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71.
7. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: Материалы международной научно-практической конференции, г. Якутск (сентябрь 20011г.) / Отв. Ред. Е.И.Михайлова, Якутск: Офсет, 2011.
8. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова, Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.
9. Козырева Ольга Анатольевна Анализ дефиниции "лицо с ограниченными возможностями здоровья" // The Newman in Foreign policy. 2017. №37 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-definitsii-litso-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.04.2022).
10. Кучина, Е. Н. Оценка как педагогическое понятие // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kak-pedagogicheskoe-ponyatie (дата обращения: 26.04.2022).
11. Маслиева, С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // ИСОМ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-i-inklyuziya-paradigmalnaya-harakteristika (дата обращения: 28.03.2022).
12. Назарова, Н. И. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. №1 С. 77-88.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями)
14. Симаева, И.Н, Хитрюк, В.В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 16.03.2022).
15. Сластенин, В.А., Артамонова, Е.И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования / В.А. Сластенин, Е.И. Артамонова // Педагогическая образование и наука. – 2002. – № 2. – С. 4–9.
16. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
17. Субетто, А.И. Квалиметрия / А.И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2002. – 228 с.
18. Феталиева, Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-inklyuzivnoe-obrazovanie-1 (дата обращения: 25.03.2022).
19. Чумичова, Р. М., Редько, Л. Л. Теоретические подходы и проектированию образования в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996. 24 с.
20. Шипицына, Л. М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоро¬вья // «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии». - СПб.: ИСПиП, 2001. С. 5-13.
21. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин / под ред. Т.И. Шамовой. – М., 2002. – 214 с.
22. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе: учеб. пособие / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 354 с.