Формирование преданности, лояльности и доверия у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях одной из ключевых задач управления персоналом является формирование стабильного трудоспособного коллектива организации, обеспечивающего её устойчивое функционирование и развитие. Цель исследования: определить особенности формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Объект исследования: система психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Предмет исследования: процесс формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Методология и теория исследования. Зарубежными (Русбалт [35], Фарелл [25]) и отечественными учёными (М. И. Магура [9], В. И. Доминяк, А. Н. Пастушеня [14]) подчёркивается, что текучесть кадров среди вновь принятых сотрудников, к коим следует отнести и обучающихся в образовательных организациях МВД России, может быть вызвана низкой степенью профессиональной преданности, которая, по мнению М. Мескон, обеспечивает противостояние субъекта профессиональной деятельности воздействию негативных профессиональных факторов. В данной статье представлен анализ трёх ведущих характеристик работника, обеспечивающих его профессиональное постоянство в организации: «преданность», «лояльность», «доверие организации» в поведенческом, установочном, нормативном, позитивном и аффективном подходах. Выделена классификация факторов, определяющих формирование профессиональной преданности сотрудников. Доказано, что формирование профессиональной преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников должно быть ядром программы психологической профилактики текучести кадров образовательной организации.

Ключевые слова:
текучесть кадров, образовательные организации МВД России, профессиональная преданность, лояльность, доверие организации, психологическая профилактика текучести кадров
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Андреева И. А. Преданность как основа формирования личности будущих специалистов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://upload.pgu.ru/iblock 9e9/d75f30375fd1e8ec5f325fd1e5eaf6e8e85f312d322e696e6464_-i.a.-andreeva-24.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

2. Бисерова Г. К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности будущего сотрудника ОВД : монография. – Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. – 152 с.

3. Борисова А. А. Регулирование текучести кадров на основе оценки экономического ущерба предприятия // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 11. – С. 1681–1692.

4. Горностаев С. В. Генезис и психологическое содержание научной проблемы лояльности // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 60. – С. 22–39.

5. Доминяк В. И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организаций / Теория и практика становления и развития школы безопасности (научные, учебные, методические и организационные аспекты) : сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции: Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – С. 31–32.

6. Калашников А. И. Диагностика профессиональной приверженности как средство содействия профессиональному развитию педагогов / Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции; Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. – С. 75–80.

7. Кобозев И. Ю. Структурно-функциональная модель профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. – С. 383–387.

8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия : монография. – Москва: Издательство Института психологии РАН, 2008. – 576 с.

9. Магура М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации – решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. – № 11. – 1998. – С. 20–27.

10. Магура М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. Организационная приверженность // Управление персоналом. – 2001. – № 6. – С. 45–50.

11. Минина И. Н. Ценностно-мотивационные особенности профессионального становления курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 4 (95). – С. 146–151.

12. Митина Л. М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28–38.

13. Овчинникова О. Г. Лояльность персонала // Управление персоналом. – Москва: ООО «Журнал», 2006. – 96 с.

14. Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика преданности профессии сотрудника органов внутренних дел и средства её формирования в образовательном процессе // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2019. – № 2 (38). – С. 251–256.

15. Пухарева Т. С. Основные подходы к проблеме доверия в рамках практически ориентированной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010.– № 17. – С. 38–42.

16. Ребзуев Б. Г. Четырёхслойная модель аффективной преданности работников организации: опыт применения на российской выборке // Психологический журнал. –2006. – Том 27. – № 2. – С. 44–59.

17. Харский К. В. Благонадёжность и лояльность персонала : монография. – Москва, 2003. – 495 с.

18. Ajzen I., Fishbein M. Attitude-behaviour relations: A theoretical analysis and review of empirical research // Psychological Bulletin. – 1977. – V. 84. – № 5. – P. 888–918.

19. Allen N. J., Meyer J. P. The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization // Journal of Occupational & Organizational Psychology. –1990. – 63(1). – P. 18–38.

20. Becker, H. S. Notes on the concept of commitment // American Journal of Sociology. – 1960. – V. 66. – № 1. – P. – 32–40.

21. Blau G. J. Further exploring the meaning and measurement of career commitment // Journal of Vocational Behavior. – 1988. – Vol. 32. – Р. 284–297.

22. Curry J. P., Wakefield D. S., Price, J. L., Mueller C. W. On the causal ordering of job satisfaction and organizational commitment // Academy of Management Journal. – 1986. – № 29. – Р. 847–858.

23. Dawes R. M. House of Cards: Psychology and Psychotherapy Builton Myth // NY: Free Press, 1994. – 338 s.

24. Dunham R. B., Grube, J. A. & Castañeda M. В. Organizational commitment: The utility of an integrative defi nition // Journal of Applied Psychology. –1994. – № 79 (3). – Р. 370–380.

25. Farrell D., Rusbult C. E. Exchange variables as predictors of job satisfaction, job commitment, and turnover: The impact of rewards, costs, alternatives, and investments // Organizational Behavior and Human Performance. –1981. – № 28. – P. 78–95.

26. Hellgren J., Sverke M., Isaksson K. A two-dimensional approach to job insecurity: Consequences for employe attitudes and well-being // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 1999. – № 8. – P. 179–195.

27. Meyer J. P., Allen N. J., Smith C. A. Commitment to Organizations and Occupations: Extension and Test of a Three-Component Conceptualization // Journal of Applied Psychology. – 1993. – Vol. 78. – P. 538–551.

28. Meyer J., Allen N. A. Three-Component Conceptualization of Organizational Commitment // Human Resource Management Review. – 1991. – Vol. 1. – № 1. – P. 61–89.

29. Mowday R. T., Steers R. M., Porter L. W. The measurement of organizational commitment // Journal of Vocational Behavior. – 1979. – V. 14. – № 2. – P. 224–247.

30. Niehoff B. P., Moorman R. H. Justice as a mediator of the relationship between methods of monitoring and organizational citizenship behavior // Academy of Management Journal. – 1993. –№ 36 (3). – Р. 527–556.

31. O ’Reilly C. A., Caldwell D. F. The Commitment and Job Tenure of New Employees: Some Evidence of Postdecisional Justification // Administrative Science Quarterly. – 1981. – Vol. 26. – P. 597–616.

32. Podsakoff N. P., LePine J. A., LePine M. A. Differential challenge stressorhindrance stressor relationships with job attitudes, turnover intentions, turnover, and withdrawal behavior: //A meta-analysis. Journal of Applied Psychology. –2007. – № 92. – Р. 438–454.

33. Porter L. W. Lawler E. E., Irwin Richard D. Managerial attitudes and Performance. – Illinois : Irwin-Dorsey, 1968. – 209 s. – 1968. – 209 р.

34. Rooy David L. V., Whitman D. S., Hart D., Caleo S. Measuring Employee Engagement During Financial Down / Business Imperative or Nuisance? Journal of Business Psychology. – 2011. – № 26. – Р. 147–152.

35. Rusbult C. E. A longitudinal test of the investment model: The development (and deterioration) of satisfaction and commitment in heterosexual involvements // Journal of Personality and Social Psychology. – 1983. – № 45. – P. 101–117.

36. Rusbult C. E. Commitment and satisfaction in romantic associations: A test of the investment model // Journal of Experimental Social Psychology. – 1980. – № 16. – P. 172–186.

37. Wiener Y. Commitment in organizations: A normative view // Academy of Management Review.– 1982. – № 7 (3). – Р. 418–428.

38. Wiener Y., Gechman A. S. Commitment: a behavioral approach to job involvement // Journal of Vocational Behavior. – 1977. – Vol. 10. – P. 47–52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?