сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
В современных условиях одной из ключевых задач управления персоналом является формирование стабильного трудоспособного коллектива организации, обеспечивающего её устойчивое функционирование и развитие. Цель исследования: определить особенности формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Объект исследования: система психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Предмет исследования: процесс формирования преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников в системе психологической профилактики текучести кадров образовательных организаций МВД России. Методология и теория исследования. Зарубежными (Русбалт [35], Фарелл [25]) и отечественными учёными (М. И. Магура [9], В. И. Доминяк, А. Н. Пастушеня [14]) подчёркивается, что текучесть кадров среди вновь принятых сотрудников, к коим следует отнести и обучающихся в образовательных организациях МВД России, может быть вызвана низкой степенью профессиональной преданности, которая, по мнению М. Мескон, обеспечивает противостояние субъекта профессиональной деятельности воздействию негативных профессиональных факторов. В данной статье представлен анализ трёх ведущих характеристик работника, обеспечивающих его профессиональное постоянство в организации: «преданность», «лояльность», «доверие организации» в поведенческом, установочном, нормативном, позитивном и аффективном подходах. Выделена классификация факторов, определяющих формирование профессиональной преданности сотрудников. Доказано, что формирование профессиональной преданности, лояльности и доверия организации у сотрудников должно быть ядром программы психологической профилактики текучести кадров образовательной организации.
текучесть кадров, образовательные организации МВД России, профессиональная преданность, лояльность, доверие организации, психологическая профилактика текучести кадров
1. Андреева И. А. Преданность как основа формирования личности будущих специалистов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://upload.pgu.ru/iblock 9e9/d75f30375fd1e8ec5f325fd1e5eaf6e8e85f312d322e696e6464_-i.a.-andreeva-24.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
2. Бисерова Г. К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности будущего сотрудника ОВД : монография. – Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. – 152 с.
3. Борисова А. А. Регулирование текучести кадров на основе оценки экономического ущерба предприятия // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 11. – С. 1681–1692.
4. Горностаев С. В. Генезис и психологическое содержание научной проблемы лояльности // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 60. – С. 22–39.
5. Доминяк В. И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организаций / Теория и практика становления и развития школы безопасности (научные, учебные, методические и организационные аспекты) : сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции: Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – С. 31–32.
6. Калашников А. И. Диагностика профессиональной приверженности как средство содействия профессиональному развитию педагогов / Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции; Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. – С. 75–80.
7. Кобозев И. Ю. Структурно-функциональная модель профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. – С. 383–387.
8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия : монография. – Москва: Издательство Института психологии РАН, 2008. – 576 с.
9. Магура М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации – решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. – № 11. – 1998. – С. 20–27.
10. Магура М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. Организационная приверженность // Управление персоналом. – 2001. – № 6. – С. 45–50.
11. Минина И. Н. Ценностно-мотивационные особенности профессионального становления курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 4 (95). – С. 146–151.
12. Митина Л. М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28–38.
13. Овчинникова О. Г. Лояльность персонала // Управление персоналом. – Москва: ООО «Журнал», 2006. – 96 с.
14. Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика преданности профессии сотрудника органов внутренних дел и средства её формирования в образовательном процессе // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2019. – № 2 (38). – С. 251–256.
15. Пухарева Т. С. Основные подходы к проблеме доверия в рамках практически ориентированной психологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010.– № 17. – С. 38–42.
16. Ребзуев Б. Г. Четырёхслойная модель аффективной преданности работников организации: опыт применения на российской выборке // Психологический журнал. –2006. – Том 27. – № 2. – С. 44–59.
17. Харский К. В. Благонадёжность и лояльность персонала : монография. – Москва, 2003. – 495 с.
18. Ajzen I., Fishbein M. Attitude-behaviour relations: A theoretical analysis and review of empirical research // Psychological Bulletin. – 1977. – V. 84. – № 5. – P. 888–918.
19. Allen N. J., Meyer J. P. The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization // Journal of Occupational & Organizational Psychology. –1990. – 63(1). – P. 18–38.
20. Becker, H. S. Notes on the concept of commitment // American Journal of Sociology. – 1960. – V. 66. – № 1. – P. – 32–40.
21. Blau G. J. Further exploring the meaning and measurement of career commitment // Journal of Vocational Behavior. – 1988. – Vol. 32. – Р. 284–297.
22. Curry J. P., Wakefield D. S., Price, J. L., Mueller C. W. On the causal ordering of job satisfaction and organizational commitment // Academy of Management Journal. – 1986. – № 29. – Р. 847–858.
23. Dawes R. M. House of Cards: Psychology and Psychotherapy Builton Myth // NY: Free Press, 1994. – 338 s.
24. Dunham R. B., Grube, J. A. & Castañeda M. В. Organizational commitment: The utility of an integrative defi nition // Journal of Applied Psychology. –1994. – № 79 (3). – Р. 370–380.
25. Farrell D., Rusbult C. E. Exchange variables as predictors of job satisfaction, job commitment, and turnover: The impact of rewards, costs, alternatives, and investments // Organizational Behavior and Human Performance. –1981. – № 28. – P. 78–95.
26. Hellgren J., Sverke M., Isaksson K. A two-dimensional approach to job insecurity: Consequences for employe attitudes and well-being // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 1999. – № 8. – P. 179–195.
27. Meyer J. P., Allen N. J., Smith C. A. Commitment to Organizations and Occupations: Extension and Test of a Three-Component Conceptualization // Journal of Applied Psychology. – 1993. – Vol. 78. – P. 538–551.
28. Meyer J., Allen N. A. Three-Component Conceptualization of Organizational Commitment // Human Resource Management Review. – 1991. – Vol. 1. – № 1. – P. 61–89.
29. Mowday R. T., Steers R. M., Porter L. W. The measurement of organizational commitment // Journal of Vocational Behavior. – 1979. – V. 14. – № 2. – P. 224–247.
30. Niehoff B. P., Moorman R. H. Justice as a mediator of the relationship between methods of monitoring and organizational citizenship behavior // Academy of Management Journal. – 1993. –№ 36 (3). – Р. 527–556.
31. O ’Reilly C. A., Caldwell D. F. The Commitment and Job Tenure of New Employees: Some Evidence of Postdecisional Justification // Administrative Science Quarterly. – 1981. – Vol. 26. – P. 597–616.
32. Podsakoff N. P., LePine J. A., LePine M. A. Differential challenge stressorhindrance stressor relationships with job attitudes, turnover intentions, turnover, and withdrawal behavior: //A meta-analysis. Journal of Applied Psychology. –2007. – № 92. – Р. 438–454.
33. Porter L. W. Lawler E. E., Irwin Richard D. Managerial attitudes and Performance. – Illinois : Irwin-Dorsey, 1968. – 209 s. – 1968. – 209 р.
34. Rooy David L. V., Whitman D. S., Hart D., Caleo S. Measuring Employee Engagement During Financial Down / Business Imperative or Nuisance? Journal of Business Psychology. – 2011. – № 26. – Р. 147–152.
35. Rusbult C. E. A longitudinal test of the investment model: The development (and deterioration) of satisfaction and commitment in heterosexual involvements // Journal of Personality and Social Psychology. – 1983. – № 45. – P. 101–117.
36. Rusbult C. E. Commitment and satisfaction in romantic associations: A test of the investment model // Journal of Experimental Social Psychology. – 1980. – № 16. – P. 172–186.
37. Wiener Y. Commitment in organizations: A normative view // Academy of Management Review.– 1982. – № 7 (3). – Р. 418–428.
38. Wiener Y., Gechman A. S. Commitment: a behavioral approach to job involvement // Journal of Vocational Behavior. – 1977. – Vol. 10. – P. 47–52.