, Россия
, Россия
Введение. Коммуникативные технологии являются одними из наиболее эффективных педагогических технологий в профессиональной языковой подготовке военных переводчиков. Определение отношения курсантов к применению коммуникативных технологий в образовательном процессе будет способствовать повышению качества их профессиональной подготовки. Цель исследования заключается в выявлении мнений будущих военных переводчиков об использовании коммуникативных технологий в их профессиональной языковой подготовке. Методы и материалы. Данное исследование основано на интегративном методологическом подходе, позволяющем объединять различные учебные дисциплины, технологии и техники в единый образовательный процесс. Анализ педагогических технологий осуществляется на основе коммуникативного методологического подхода, определяющего принципы взаимодействия участников образовательного процесса. На занятиях по иностранному языку и военному переводу при подготовке военных переводчиков используются различные коммуникативные технологии, способствующие формированию профессиональных и военно-специальных языковых компетенций будущих военных переводчиков, такие, например, как кейс анализ, ролевая игра, проектные технологии и др. Результаты исследования. Было проведено исследование, выявляющее мнение курсантов о целесообразности подготовки к использованию стратегий атаки и самозащиты в переговорном процессе. В анкетировании приняли участие 96 курсантов 3 и 4 года обучения Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командном училище. 93 курсанта (97,1%) отмечают важность использования коммуникативных технологий в профессиональной языковой подготовке военных переводчиков. 94 (97,9%) курсанта с интересом выполняют кейс-анализ, 82 (85,4%) курсанта проявляют интерес к ролевой игре и 76 (79,1%) курсантов - проектной деятельностью. Коммуникативные технологии, используемые на занятиях по военному переводу, несомненно, способствуют повышению уровня профессиональной языковой подготовки военных переводчиков. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов профессиональной языковой подготовки курсантов военных вузов с акцентом на индивидуализацию образовательного процесса и на технологии персонализированного обучения.
профессиональная языковая подготовка, военные переводчики, коммуникативные технологии, военно-профессиональная коммуникация
1. Балаховская Ю.И. Ситуационные задачи в обучении иностранному языку курсантов военного вуза // Научный резерв. 2018. № 4. С. 51-55.
2. Барышников Н. В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2022. 348 с. DOI: 10.12737/1391408.
3. Бережнова Л.Н., Федосеева И.А., Тарасов Д.Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов - важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 425-447. DOI: 10.32744/pse.2019.4.33
4. Воевода Е. В. Профессиональная подготовка студентов международного профиля к межкультурной коммуникации: лингвосоциокультурные и психологическсие аспекты: монография. М.: Перспектива, 2019. 198 с.
5. Волынкина Н. В., Гладких В. В., Ларина Т. В. Интеллектуально-творческое развитие курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 87-95. DOI: 10.32744/pse.2020.3.7
6. Гончарова Л.М. Профессиональная коммуникация в ракурсе вопросов современной коммуникативистики: вызовы и задачи в условиях цифровизации и пандемии // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 3 (52). С. 5-10.
7. Гончарова Л.М. Современная коммуникативистика: многоликость проблем и многоаспектность задач // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 5 (54). С. 5-10. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-10-5-5-10.
8. Захарченко О. В., Чернявская Е. С. Профессиональная языковая подготовка военных переводчиков: история и современные реалии // Научный резерв. 2020. № 3 (11). С. 103-107.
9. Костикова Л. П., Чернявская Е. С., Балаховская Ю. И. Профессиональная языковая подготовка адъюнктов военного вуза: формирование научного дискурса // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 4. С. 60-64.
10. Ларина Т. В. Современные подходы к управлению качеством образовательного процесса. Методология // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2020. - № 16. - С. 307-314.
11. Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В., Суханова А.С. Особенности формирования патриотических ценностей будущих офицеров с использованием воспитательного потенциала дисциплины "иностранный язык" // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021. № 17. С. 230-240.
12. Моладикова А.А. Ролевая игра как средство решения военно-специальных задач на занятиях по иностранному языку // Научный резерв. 2020. № 1 (9). С. 76-81.
13. Плюхина Г.А. Компьютерное моделирование иноязычного речевого акта // Научный резерв. 2019. № 1 (5). С. 91-97.
14. Самохин, В. Ф., Митрофанов М. В., Лаута О. С. Проектирование образовательных технологий преподавания учебных дисциплин // Военная мысль. 2019. № 2. С. 121-129.
15. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
16. Соловьева А. В. Лингвистическая подготовка военных переводчиков в условиях профессионально-личностной направленности образовательной среды вуза // Научный резерв. 2021. № 4 (16). С. 91-97.
17. Фаткулин Б. Г. Особенности освоения строевых команд на языке фарси в военном вузе // Научный резерв. 2021. № 1 (13). С. 94-101.
18. Федосеева И. А., Бережнова Л. Н., Гуща Р. А. Интегративный подход в развитии профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 172-190. DOI: 10.32744/pse.2021.1.12
19. V. O. Dorodnov, A. G. Ignatiev, P.A. Filippov, A.N. Senyukovich, V.Yu. Zaprudnov, A.V. Kalygin, L. P. Kostikova. Modern Technologies of Developing Mental Hardiness: Professional Training of the Military // In: Proceedings of International Conference on Education: Current Issues and Digital Technologies (ICECIDT-2021). March 30, 2021. Moscow. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 555. P. 360-365. DOI:https://doi.org/10.2991/assehr.k.210527.002