МЕДИАКУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ: РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается, какое влияние на человека и медиакультуру оказал переход в цифровое пространство. Во введении дается краткая характеристика современного мира в эпоху глобализма и цифровой трансформации. Целью работы является анализ медиакультуры и киберпространства, прослеживание коммуникативного аспекта влияния виртуальной реальности на личность. Для этого проведен анализ научных работ по данной проблематике, а также исследуются тенденции на основе происходящих в обществе процессов. Освещаются вопросы "цифрового разрыва" между странами, "культура отмены", проблемы фальсификации информации в Интернете, в том числе в СМИ. Авторы предлагают опираться на культурное наследие, в том числе медийное, как на фактор, препятствующий унификации личности в новой реальности.

Ключевые слова:
медиакультура; цифровизация; киберпространство; коммуникации; культурное наследия
Список литературы

1. Башарина О.В., Годлевская Е.В. Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. №2 (40). С. 34-41

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: "Прогресс", "Универс". 1994. С. 413 - 423

3. Гордин А.И., Гордина О.В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №4. С. 537-547.

4. Горелова, Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании личности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. Культ. Киров, 2008. 17 с.

5. Демшина А.Ю. DIGITAL HUMANITIES: гуманитарная наука в ситуации медиакультуры // Вестник СПбГИК. 2021. №1 (46). С. 21-27

6. Житенев С.Ю. Новые информационные технологии и современная культура коммуникаций: состояние, определения и вопросы развития // Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08 октября 2020 года. Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2020. С. 12-19. URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2020/12/czifrovizacziya-kultury.pdf

7. Запевалина, О.В. Формирование медиакультурыв информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. № 1. С. 45-50.

8. Казанская И.В., Ямщиков С.В., Ромашкина А.П. Потребление и потребительское поведение в цифровую эпоху // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №1. С. 43-47.

9. Кармин, А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 52-60

10. Кашкина М.Г. Современная медиакультура в информационном социуме // Аналитика культурологии. 2010. №18. С. 158-160

11. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: Теория, история, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарных специальностей / Н. Б. Кириллова; Министерство образования и науки РФ, Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Москва: Культура, 2008. 494 с.

12. Корнев М.С. "Новые медиа" и "гуманитарное": пересечение терминов и понятий // Новые медиа в гуманитарном образовании: электронный сборник статей к научно-практической конференции / под ред. М.С. Корнева. М., 2013.

13. Муромцева, А.А. Влияние киберкультуры на развитие личности в цифровом обществе // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 22 мая 2020 года. - Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2020. С. 419-424.

14. Нестерова, Т. В. Риски в поликодовой интернет-коммуникации: коммуникативно-прагматический и правовой аспекты / Т. В. Нестерова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 3 (10). С. 97-106. DOI 10.12737/2587-9103-2021-10-3-97-106.

15. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. №4 (10).

16. Призрак толпы / Карл Ясперс, Жан Бодрийар. - Москва : Алгоритм, 2008. 272 с. (Философский бестселлер)

17. Пряхина, А. В. Коммуникационные технологии в сфере культуры и новая антропотехническая реальность // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. № 6 (9). С. 13-17. DOI 10.12737/2587-9103-2020-13-17.

18. Толстокорова А.В. Человеческое измерение глобализации: модальные типы личности // XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана "Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования", 19-20 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 730-739.

19. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2009. 800 с.

20. Хорошилов Д.А. От социального познания - к эпистемологии общества (памяти Г. М. Андреевой) // Национальный психологический журнал. 2016. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-sotsialnogo-poznaniya-k-epistemologii-obschestva-pamyati-g-m-andreevoy

21. Шапинская Е.Н. СТОРИТЕЛЛИНГ В НАРРАТОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ // Культурный код. 2022. №1.

22. Эпштейн М.Н. Будущее гуманитарных наук. Москва: ПАНГЛОСС, 2019. 239 с.

23. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: ЮНЕСКО, 2005. 229 с. URL: https://ifap.ru/library/book042.pdf (дата обращение 2 мая 2022)

24. Strenger C. The Fear of Insignificance: Searching for Meaning in the Twenty-first Century. New York: Palgrave-Macmillan, 2010

25. BBC News [электронный ресурс] // URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/677481.stm (дата обращения 28 апреля 2022)

Войти или Создать
* Забыли пароль?