Главная задача стратегического развития регионов – недопущение снижения жизненного уровня населения и создание предпосылок для роста качества жизни. Отмечается необходимость в процессе целеполагания. обеспечивать взаимосвязь стратегических задач с приоритетами развития, а система показателей должна позволять оценивать достижение стратегических целей.
качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, стратегическое целеполагание, стратегия, условия жизнедеятельности населения
Разработка стратегии развития региона - относительно новая задача, как в региональной науке, так и в практической деятельности, поэтому изначально важно дать точное определение этому термину. В методологическом плане важно также различать соотношение понятий «стратегия», «концепция», «стратегическое планирование» и «стратегическое управление», широко используемые в научной литературе и практической деятельности.
С научной точки зрения под стратегией понимается искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
А. Чандлер считает, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [1, с.13]. Далее определение стратегии дополняется требованием экономичности, стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три основных вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
И.Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей формирования стратегии [2, с. 68-69]:
- Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
- Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
- Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
- В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
- При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Современные экономисты в области управления определяют стратегию как интегрированную совокупность действий, ведущую к устойчивому преимуществу перед конкурентами. Это определение применимо и к структурам современных корпораций, фирм, характеризуемым более низкой степенью неопределенности, чем экономика территории. По нашему мнению, стратегия развития региона - более широкое понятие. Стратегия территории требует осуществления не одной интегрированной совокупности действий, возникает необходимость проработки разнообразных вариантов, принятия менее масштабных решений.
Стратегия территории - это некий набор решений, которые направляют и формируют последующие действия экономических субъектов,
1. Стратегический менеджмент/ под ред. Петрова А.Н. - С.-Пб.: 2007.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: 1989.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. http:// www.intelros.ru/subject/ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html.
4. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», http://do.gendocs.ru/docs/index-378159.html.
6. Система муниципального управления, /под ред. В.Б.Зотова. - СПб.: 2008.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года. http://sibnews. info/section 12i/sortjq/okdoke7gvgdwfn/index.htm
8. Шваков Е.Е. Формирование и реализация инвестиционной политики экономического роста в регионах Российской Федерации. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.
9. Смирнов ВТ. Управление человеческим капиталом. - Орел: ОрелГТУ, 2005.
10. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе. На базе российского мониторинга экономического положение и здоровья населения. - М.: 1989.
11. Формирование и развитие человеческого капитала на территориальном уровне: монография / под ред. ТА. Куттубаевой. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2013.
12. Доклад о развитии человеческого капитала в РФ, 2011. http://www.undp.ru/documents/nhdr2011eng. pdf.
13. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc. php.
14. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2020 года. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай. 2008.http://www.mineko.alt.ai-repablic.ru.
15. Отчет о работе Правительства Республики Алтай в 2012 году // Газета «Постскриптум». - №22(987). 29.05.2013.