СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном образовании актуализируется необходимость формирования социально-педагогической среды в воспитании учащихся младшего школьного возраста. В статье представлены результаты научного обзора современных отечественных исследований по становлению личностной сферы у учащихся начальной школы в социально-педагогической среде. Выделен важный аспект развития комфортной социально-педагогической среды в образовательной организации для успешного становления личности младших школьников.

Ключевые слова:
среда, средовой подход, педагогика среды, социально-педагогическая среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современная школа располагает необходимыми нормативно-правовыми и идеологическими возможностями для консолидации российского общества, развития человеческого потенциала страны средствами воспитания и социализации. Образовательная организация обязана разрабатывать и осуществлять собственные программы воспитания и социализации обучающихся, профессиональной ориентации. Взаимосвязь программ учебной и внеурочной деятельности в целом должны формировать социально открытый уклад школьной жизни – нравственно ориентированную социально-педагогическую среду, обеспечивающую развитие личностной сферы детей, семьи и педагога, становление гражданина, способного решать задачу модернизации российского общества [1, с. 3-13].

Термин «среда» введен философом И. Тэном и изначально был крайне популярен в сфере философии и социологии, впоследствии диапазон его применения стал значительно шире. В настоящее время под «средой» сегодня понимается и почва, и пространство, и окружение, и сфера, и мир. В самом общем смысле «среду» можно рассматривать как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий [2, с. 94]. Таким образом, среда – это комплекс условий в системе «человек-среда», обладающие определёнными свойствами, с помощью которых формируется личностная сфера.

Проблема особенностей среды и ее роли в формировании личностной сферы детей является комплексной и многогранной. Влияние среды на становление личности были предметом исследования для ряда мыслителей и педагогов разных исторических эпох. К ним можно отнести: И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Р. Оуэна, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Изучая средовый подход в воспитании, Ю.С. Мануйлов пришел к выводу о том, что: «Если развитие индивидуальности связывается со свободой выбора, то, следовательно, чем шире возможности, предоставляемые средой, тем неповторимее окажется жизненный путь и самобытие личности» [3, с. 5]. К.А. Гельвеций утверждал о том, что человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. М.В. Крупенина выдвинула педагогическую идею о том, что воспитание – это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить «организованный педагогический процесс» в неорганизованный быт. Любая среда может содействовать развитию и установлению внутренней гармонии ребенка или препятствовать этому, но не может творить. Важно своевременно дать все для развития, в чем ребенок испытывает внутреннюю естественную потребность.

Идея использования социально-педагогической среды в воспитательном процессе обнаруживается в трудах как отечественных, так и западных ученых. В одних случаях среда рассматривается как условие воспитания, в других – как средство, в-третьих – как принцип –«средовый подход» к воспитанию. Отдельные аспекты влияния социально-педагогической среды на формирование личности школьника получили отражение в трудах А.А. Бакриева, Н.И. Загоренко, И.П. Рощупкина, В.Я. Титаренко, Н.Д. Щуревой,  С.Т. Шацкими др. Именно C.Т. Шацким было введено понятие «Средовая педагогика» (педагогика среды) – педагогика, изучающая факторы среды, непосредственно и опосредованно влияющие на социальное развитие и формирование личности: влияние семьи, образовательных учреждений, улицы, средств массовой информации, игр и игрушек. Таким образом, в научных исследованиях отечественных ученых говорится о том, что социально-педагогическая среда – это социальное пространство человека, в педагогических условиях которого развивается его личностная сфера [2, с. 294].

Важнейшим аспектом развития комфортной социально-педагогической среды в образовательной организации для успешного становления личности младших школьников является организация доверительного взаимодействия между учителем и учащимися. Известно, что любая человеческая деятельность построена на доверии. Процесс формирования доверия по сравнению с другими личностными образованиями изучен довольно слабо, хотя интерес к исследованию самого явления быстро растёт.

Из литературы по философии известно, что доверие является развивающимся понятием. Алёшин С.В. это понятие рассматривает с позиций социально-философского анализа и отмечает, что доверие – это социокультурный феномен, отражающий добрую волю человечества и отдельных индивидов при проявлении веры к различным явлениям и объектам социальных отношений в конкретных исторических условиях общественного развития [4, с. 98]. С точки зрения педагогики, понятие «доверие» определяется как вид установки, отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе. Бормотова В.А. понятие «чувство доверия» к миру ребёнка определяет как относительно устойчивое переживание и как система реальных отношений к себе, другим людям, предметам и явлениям [5, с. 76]. С психологической точки зрения, Т.П. Скрипкина доверие характеризует как условие гуманистически ориентированных взаимоотношений людей [7, с. 158.].

Доверие к другому человеку в социально-педагогической среде – это первоначальная потребность учащихся современной школы. Наиболее важно формировать чувство доверия у детей младшего школьного возраста, когда закладываются первоосновы личностного развития. Отсутствие доверия у детей затрагивает эмоциональную, личностную и поведенческую сферы ребенка, т.е. служит причиной значительного количества глубинных личностных деформаций. Л.С. Выготский считал, что развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми. Снижение меры доверия как по отношению к себе, так и по отношению к людям негативно сказывается на психологическом самочувствии детей и приводит к деформации многих личностных особенностей [6, с. 64].

Уровень открытости младших школьников в социально-педагогической среде связан с ощущением их собственной безопасности. Они создают своё общество и строят доверительное пространство друг с другом. И от того, насколько они доверяют учителю – будет зависеть, впустят ли они его в своё общество или нет. О том, что дети – строители своего общества отмечал ещё С.Т. Шацкий: «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать своё общество. Самое главное у детей – их общественные инстинкты. Мы – товарищи детей. Мы должны делать всё, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно исполняющих общие обязанности, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдёмся с ними и добьёмся искренних отношений…» [8, с. 69-77]. Таким образом, вытекает двойная задача для педагога – быть воспитателем и в то же время исследователем детской жизни.

Для создания доверительного взаимодействия между учителем и учащимися на практике рекомендуется внедрить социальный проект, тематикой которого может являться, например: помощь бездомным животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам; взаимопомощь остронуждающимся слоям населения, экологические марши. Также целесообразно во внеурочной деятельности проводить занятия с арттерапевтической направленностью; организовать театрализованные представления; проводить конкурсы, викторины, игры; посещать культурные мероприятия и экскурсии; внедрять творческие вечера и др.

Таким образом, исходя из вышесказанного, многие вопросы и проблемы, возникающие в педагогической науке и образовательной практике, можно изучать через призму средовых особенностей. Поэтому социально-педагогическую среду можно рассматривать как потенциальное средство становления личностной сферы у младших школьников.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков, А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России Словарь по социальной педагогике [текст]: учеб.пособие для студ. высш. заведений / авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

2. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [текст] / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 36-41

3. Алешин, С.В. Доверие как социокультурный феномен [текст]:дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / С. В. Алёшин. – Краснодар, 2012. – 156 с.

4. Бормотова, В.А. Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей предшкольного возраста [текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Бормотова. – Ростов–на–Дону, 2000 – 201 с.

5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 55.

6. Скрипкина, Т.П. Доверие как социально-психологическое явление [текст]: дис. д–р психол. наук: 19.00.05 / Т. П. Скрипкина. – Ростов–на–дону, 1998. – 392 с.

7. Шацкий, С.Т. Работа для будущего: книга для учителя / С. Т. Шацкий. – М. : Просвещение, 1989. – 224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?