В статье рассматривается использование дистанционной акции «Диктант Памяти» для патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Особое внимание уделяется организации акции: отбору материала, созданию контента для проведения акции, выбору платформы для проведения акции, информированию участников, а также анализу и обобщению опыта и результатов, полученных при проведении акции.
дистанционная акция, воспитание, патриотизм, нравственность, духовность, ВОВ, диктант, история, Родина
Во все времена проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания является актуальной, о чём свидетельствуют многочисленные педагогические и психолого-педагогические исследования, в которых раскрыты формы организации воспитательной работы с учащейся молодежью [2], региональные подходы к организации патриотического воспитания [3], современные методы духовно-нравственного воспитания в современной образовательной деятельности [5; 7], технологии организации воспитания патриотизма подростка во внеурочной деятельности [6]. Сегодня разрабатываются и реализуются программы гражданско-патриотических семейных клубов для детей и родителей как уникальная форма воспитательной деятельности, учитывающая преемственность поколений [4].
Коренным образом трансформировалась система духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем последний опыт показал, что именно духовно-нравственное воспитание является ключевым фактором модернизации России. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются нерешенными образовательные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [7].
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современной России требует поиска педагогических условий, позволяющих эффективно организовать воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности учебного заведения [6].
9 Мая – праздник, который наша страна отмечает ежегодно. 2020 год был особенным, юбилейным - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Постепенно память о событиях войны стирается, так как с каждым годом остается все меньше ветеранов, носителей памяти о войне. Именно поэтому мы должны всегда помнить и чтить память обо всех, кто своими жизнями подарил жизнь нам.
Формирование активной гражданской позиции, идентичности и уважения к истории Родины – одна из главных задач воспитания. В свою очередь, тема ВОВ всегда была и остаётся одной из ведущих в патриотическом воспитании. Воспитательная работа по данному направлению ведется и преподавателями русского языка и литературы. Для реализации этого направления была организована дистанционная акция «Диктант Памяти» для студентов ГБПОУ КО «ККСТ» им. И.К. Ципулина.
После первичного проведения в 2020 г. акция «Диктант Памяти» стала ежегодной для нашего техникума. В акции задействованы студенты 1 курса техникума. В преддверии празднования Дня Победы студентам сообщается о проведении акции и возможности участия в ней по желанию, а также преподаватели русского языка и литературы вместе с преподавателем, ответственным за проведение акции, информируют учащихся о сроках и месте проведения акции, при необходимости дают подробные инструкции, разъясняющие, как пользоваться платформой Google Classroom, прослушать текст диктанта с различных устройств: телефон, компьютер – и написать сам диктант.
Для проведения акции требуется тщательная подготовка, отбор и создание материала, необходимого для написания диктанта в дистанционном формате, удобном для всех участников. В нашей акции была использована онлайн-платформа Google Classroom, на которой была размещена аудиоверсия диктанта и добавлена форма для его написания. Для того чтобы ознакомить участников акции с данной онлайн-платформой были записаны ознакомительные видеоролики, такие видеоинструкции могут быть созданы как организаторами акции, так и взяты из сети Интернет.
Аудиоверсия диктанта записывается заранее преподавателем русского языка и литературы или преподавателем, ответственным за проведение акции. Необходимо записать весь текст диктанта для ознакомительного и проверочного прослушивания, а также диктант по абзацам, где предложения читаются для написания текста. Обе аудиоверсии диктанта необходимо выложить на разные платформы, чтобы каждый участник акции имел возможность прослушать их в любых условиях. Рекомендуем выкладывать аудиоверсии диктанта на YouTube, для этого необходимо наложить звуковую дорожку записанного диктанта на видеоряд или картинку, полученное видео необходимо выложить на YouTube канал преподавателя или учебной организации. Другой вариант выкладки аудиоверсии диктанта – аудиозаписи Вконтакте. Записанный на диктофон или другую программу диктант добавляется в аудиозаписи Вконтакте, после чего прикрепляется к посту с информацией о диктанте, также можно добавить аудиоверсию диктанта в аудиозаписи сообщества учебной организации для простоты поиска участниками. При соблюдении данных рекомендаций по подготовке к акции у организатора не возникнет никаких проблем с ее проведением.
За время проведения дистанционной акции «Диктант Памяти» в 2020 г. в ней приняли участие 27 студентов 1 курса ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина, при этом всего на 1 курсе обучалось 175 чел. В 2021 г., после анализа результатов прошлогодней акции, корректировки информирования учащихся и способов выкладки аудиоверсий диктанта, в акции приняли участие 63 студента 1 курса нового набора из 175. Можно сделать вывод, что грамотный подход к проведению таких дистанционных акций помогает увеличить количество заинтересованных в теме Великой Отечественной войны студентов.
Преподавателем, ответственным за проведение акции, для написания диктанта был выбран текст, повествующий о водружении штурмового флага (знамени Победы) над Рейхстагом. По нашему мнению, данный текст показывает один из главных моментов ВОВ, ее окончание. Многие участники отметили, что испытывали непередаваемые эмоции гордости и подъем эмоций во время написания диктанта, что говорит о правильности выбора текста. Для написания диктанта был выбран отрывок из книги С. Алексеева «Взятие Берлина. Победа!». Данный отрывок был частично изменен, для того чтобы текст диктанта нельзя было найти в Интернете, также были изменены нормы пунктуации, так как данная акция также направлена на проверку владением участниками нормами современного русского литературного языка.
Дистанционная акция «Диктант Памяти» помогает не только проверить орфографические навыки студентов, их умение воспринимать услышанный текст, но, в первую очередь, формирует и развивает чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за подвиг нашего народа в годы ВОВ. Проведение таких мероприятий требует от организатора трепетного, щепетильного отношения, возлагает ответственность за проделанную работу перед памятью о тех, кто отдал жизни за Родину и мир на Земле. В свою очередь, принимающие участие в акции учащиеся получают не только моральное удовлетворение от оценки их знаний орфографии и пунктуации, но также проявляют свою гражданскую позицию, чувство уважения к подвигу советского народа, чтят память о Великой Отечественной войне. Мы считаем, что такие акции очные или дистанционные необходимо проводить для подрастающего поколения, ведь наша задача развивать всесторонне развитых личностей, которые должны не только уметь учиться, осваивать новые знания, владеть набором умений, но и быть настоящими людьми, сочувствующими, сопереживающими, любящими свою Родину, гордящимися свершениями своего народа, а главное, помнящими свою историю, так как люди, которые помнят историю, по нашему мнению, не повторят ошибок прошлого, а это, в свою очередь, залог счастливого будущего нашей страны.
Данная акция может быть реализована в любом учебном заведении, как дистанционно, так и очно, для учащихся разных возрастных категорий. Для ее проведения необходимо подобрать материал, соответствующий возрастным особенностям участников акции. Также данное мероприятие может стать для учебного заведения ежегодным, так как его цели и задачи соответствуют направлениям воспитательной работы, ведущейся с подрастающим поколением.
1. Алексеев С. Взятие Берлина. Победа! / С. Алексеев. – Москва: Детская литература, 2020. – 99 с.
2. Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью. Методика подготовки и проведения / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. — Минск: Современная школа, 2010. — 352 с.
3. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Патриотическое воспитание детей на Калужской земле через организацию дополнительного космического образования технического профиля // Методист. – 2015. - №2. – С.21-27.
4. Иванова И.В. Программа гражданско-патриотического семейного клуба для детей и родителей / И.В. Иванова, А.М. Иванова // Сборник материалов III областной научно-практической конференции «Современные проблемы дополнительного образования и эффективные технологии их решения». – Ульяновск: ОДТДМ, 2016. – С.155-160.
5. Иванова И.В., Финашина Т.А. Победы впереди: реализация духовно-нравственного воспитания в современной образовательной деятельности // Образование личности, 2011. – №4. – С. 85-94.
6. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: диссертация канд. пед. наук : 13.00.01 / Мусс Галина Николаевна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т].- Оренбург, 2008.- 199 с.
7. Ширшов В.М. Духовно-нравственное воспитание. Учебное пособие / В.М. Ширшов. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 182 с.