В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности будущего учителя в области организации внимания младших школьников на уроке и его развития в учебном процессе. Акцент делается на овладении не только теоретическими основами психологии внимания и его проявлениями в младшем школьном возрасте, но и на овладении будущим учителем как на практических занятиях по психологии, так и на производственной практике в школе методами и методиками диагностики и развития внимания обучающихся.
внимание, виды внимания, возрастные особенности внимания, младший школьный возраст, свойства внимания, организация внимания на уроке, развитие внимания, учебная деятельность
Организация образовательного процесса в современной начальной школе и достижение целей и задач, сформулированных в свете ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога, ФГОС ВО по педагогическому образованию, требуют повышения уровня профессиональной компетентности педагога и ее формирования у будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Актуальной задачей совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к практической работе с детьми в условиях современной образовательной среды является вооружение психологическими знаниями о закономерностях психического развития, возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся, умениями определять и развивать их способности в учебной и других видах деятельности.
Повышение психологической грамотности и психолого-педагогической культуры будущего учителя возможно в процессе совершенствования его психолого-педагогической подготовки на основе достижений психологической науки, включающих фундаментальные знания в области психологии учебной деятельности и познавательных способностей обучающихся, и на личном опыте их применения в практической педагогической деятельности в школе и его профессиональной рефлексии. Теоретические положения и экспериментальные результаты исследований по психологии учебной деятельности и познавательных способностей младших школьников, отражающие системогенетическое направление в отечественной психологии, содержатся в трудах В.Д. Шадрикова и определяют ориентиры в повышении качества педагогического образования будущих учителей начальных классов [1], [3], [4].
Речь идет прежде всего о совершенствовании психологической подготовки будущих учителей в вопросах организации учебного процесса [4]. Первостепенным среди них является вопрос организации, поддержания и развития внимания младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности и его решение на основе индивидуального подхода к обучающимся. Нередко организация, поддержание внимания как всего класса, так и отдельных школьников, управление им в ходе урока, а также обеспечение дисциплины в классе являются проблемными как для будущих учителей на практике в школе, так и для молодых специалистов в начале самостоятельной педагогической деятельности. От организации и развития внимания младшего школьника во многом зависит успешность его обучения в начальных классах. Будущему учителю надо знать закономерности активизации внимания младших школьников на уроке, его возрастные особенности, методы диагностики, условия и приемы развития, а также причины проявления невнимательности и способы ее преодоления. Своевременная диагностика внимания обучающихся важна для учета их индивидуальных особенностей, профилактики и разрешения различных затруднений в учебной деятельности.
Внимание является ведущим познавательным процессом, определяющим включение младшего школьника в учебную деятельность, развитие позиции школьника и становление его как субъекта учебной деятельности. В этой связи в процессе вузовской подготовки будущему учителю важно овладеть системным представлением о сущности внимания и условиях развития в учебном процессе. Его формирование включает подготовку будущего учителя в области теоретических и практических основ психологии внимания младшего школьника.
Освоение теоретических и практических основ психологии внимания в процессе психолого-педагогической подготовки будущего учителя согласно учебного плана осуществляется при изучении психологических дисциплин. Методы и методики диагностики внимания изучаются на практических занятиях, в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы по дисциплинам. Апробируются будущими учителями полученные знания по психологии внимания в процессе разных видов производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности при выполнении заданий по наблюдению за вниманием учащихся на уроке, проявлением их индивидуальных особенностей, при изучении условий и способов его развития на уроке, при разработке конспектов уроков с психологическим обоснованием, их проведении и последующем анализе. Углубление полученных знаний и опыта изучения и развития внимания обучающихся в начальной школе реализуется при написании курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ при самостоятельном выборе студентами этой проблематики.
Теоретические основы психологии внимания включают раскрытие сущности внимания как познавательного психического процесса, его функций, видов, свойств, возрастных особенностей, проявлений в учебной деятельности, условий и приемов его организации учителем на уроке и развития в учебном процессе начальной школы. Для их освоения студентам предлагается специальная литература по психологии внимания, приводящая к пониманию того, что внимание среди познавательных процессов занимает особое место, являясь включенным в функционирование других познавательных психических процессов и не имея своего собственного содержания, представляет их определенную сторону, а именно - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание выполняет функции: организации и отбора поступающей информации и релевантных воздействий; обеспечения направленности и избирательности познавательных процессов; удержания деятельности до момента достижения цели; регулирования и контроля протекания деятельности; управления в системе межличностных отношений. Внимание имеет разные виды, в том числе внешненаправленное и внутреннее; непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; коллективное и индивидуальное. Вниманию присущ ряд свойств: концентрация, интенсивность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативная подвижность, колебания внимания [1], [3]. К показателям производительности внимания относят: скорость переключения внимания, широту распределения; к показателям качества внимания – ошибки переключения и распределения внимания и интенсивность внимания, надежность внимания определяется по длительности концентрации внимания и его устойчивости [1]. В развитии внимания отмечают два основных этапа: дошкольный, когда у ребенка преобладает непроизвольное внимание, вызванное факторами внешней среды; школьного развития, в том числе младшего школьного возраста, когда внимание опосредовано внутренними установками ребенка. Преобладающим видом внимания у младших школьников в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. В 1-3-х классах происходит активное формирование произвольности психических процессов и непосредственно произвольного внимания. Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим учеником, что связно с развитием свойств внимания. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание. Внимание – это, прежде всего, самоконтроль. Для формирования произвольного внимания используется действие контроля в разных видах заданий. Важными средствами формирования произвольного внимания являются: момент начала урока, соотнесение нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу, специальные методики, игры, упражнения, интересные детям, способствующие созданию непринужденной атмосферы на уроке. Воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.
В процессе педагогической деятельности учителю для решения практических задач и оказания необходимой психолого-педагогической поддержки важно определять на каком уровне находится внимание школьника, каковы его индивидуальные особенности. Для целенаправленного изучения внимания обучающихся следует применять комплекс методов и методик, позволяющий определить особенности развития и проявления внимания как в условиях реальной учебной деятельности (метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, метод беседы), так и в специально созданных (метод эксперимента) [1], [2], [3]. При владении учителем этими методами и психологическими методиками, грамотном применении в комплексе и получении по ним результатов можно определить индивидуальный профиль развития свойств внимания младшего школьника. При решении диагностических задач целесообразно профессиональное взаимодействие и сотрудничество учителя со школьным психологом.
Будущий учитель, выполняя задания по психологии на педагогической практике, получает опыт изучения внимания младших школьников на основе метода наблюдения. Он наблюдает за проявлениями разных видов и свойств внимания младших школьников в процессе учебной деятельности на уроке, в разных ситуациях учебного взаимодействия и выполнения самых разных учебных заданий, на разных уроках по разным предметам начальной школы, на переменах, в общении с одноклассниками и других ситуациях; изучает приемы и способы, используемые учителем для развития внимания на уроках по разным предметам, избирательно применяет отдельные методики его диагностики при индивидуальной работе с ребенком. Анализ будущим учителем результатов изучения проявлений внимания младших школьников, управления и развития его учителем на уроках позволяет понять, что внимание есть условие для качественного освоения и выполнения учебной деятельности, а сама деятельность является стимулом для его развития.
1. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты / Отв. ред. В.Д. Шадриков. – М.: Академический проект; Альма матер, 2009. – 532 с.
2. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. Тесты, упражнения, задания. – 2-е изд. – СПб: Наука и Техника, 2017. – 288 с.
3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
4. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 168 с.