Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что структура и содержание основных разделов стратегий социально-экономического развития макрорегионов Российской Федерации требуют обновления в ответ на принципиальные изменения во внешней и внутренней среде функционирования системы государственного управления и Российской Федерации в целом. Цель работы заключается в разработке научно-методических положений, которые могут быть положены в основу деятельности органов государственного управления по стратегированию социально-экономического развития макрорегионов. В результате исследования установлено, что из-за отсутствия конкретных указаний к содержательному наполнению и степени конкретизации основных разделов, стратегии социально-экономического развития макрорегионов имели весьма ограниченный потенциал применения в системе государственного управления региональным и пространственным развитием Российской Федерации. Обосновано, что структура и содержание основных разделов стратегий социально-экономического развития макрорегионов должны формироваться с учетом требований принципов преемственности и системности стратегического планирования. В методическом плане успешность реализации стратегии будет обеспечиваться «выстраиванием» четких связей с документами стратегического планирования вышестоящего и нижестоящего уровней, а также с документами одного уровня иерархии государственного управления, с которыми стратегия должна быть согласована в формате «горизонтальных» связей. Рекомендовано дополнить стратегии развития макрорегионов разделами: «Преемственность государственной политики» и «Вклад документа в достижение национальных целей развития», обеспечивающими преемственность целей, задач и мероприятий государственной политики в сфере социально-экономического развития макрорегионов Российской Федерации.
стратегическое планирование, макрорегион, стратегия пространственного развития Российской Федерации, стратегия социально-экономического развития макрорегиона, национальные цели развития Российской Федерации
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70684666/#ixzz6rKW5OWna.
2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/.
3. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 г. N 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/19292/.
4. Бухвальд Е.М. Стратегическое пространственное планирование: макрорегионы и субъекты Российской Федерации // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 31–44. DOI: 10.12737/jrl.2020.028
5. Гарипов Р.И., Гарипова Е.Н. К вопросу об оценке устойчивого развития региональной экономической системы // Управление в современных системах. 2013. №1. С. 29–43.
6. Локтев А.В., Меньщикова В.И. Устойчивое развитие экономики региона: основные условия и механизм обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №10. С. 115–122.
7. Кириллова С.А., Кантор О.Г. Управление регионами с позиций устойчивого развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 5 (29). С. 53–64.
8. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С Львов, А.А. Куклин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 274 с.
9. Глушакова О.В., Вайсберг Я.А. Социальное и экономическое пространство регионов: концептуальные подходы к измерению и методика оценки (на примере регионов Сибирского федерального округа) // Вестник ТГУ. Экономика. 2013. №2 (22). С. 159–173.
10. Овсянникова Т., Празукин Д. Инвестиционный потенциал населения на региональном рынке жилья // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 107–112.
11. Никулина И.Е. Программно-целевое управление банковской системой на региональном уровне. Томск: Дельтаплан, 2003. 278 с.
12. Мусаева Х.М. Региональная экономика как объект бюджетно-налогового регулирования на современном этапе РФ // РППЭ. 2011. №4. С. 22–30.
13. Андреев В.Е. Внебюджетные факторы социальной стабилизации экономики региона (на примере Кемер. обл.). Кемерово: ЮНИТИ ЛТД, 2002. 165 с.
14. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №7. С. 2–9.
15. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63714.html/