Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается социальный механизм администрирования модернизации предприятий промышленности и сферы обслуживания. Исследуется эволюция социальных структур управления процессом модернизации в отечественной и зарубежной практике.

Ключевые слова:
социальный механизм администрирования модернизации, кружки качества, группы рабочей инициативы малые инновационные коллективы
Текст

В период рыночных реформ в России были утеряны либо частично стали невостребованными важнейшие социологические элементы инновационного развития производства, использовавшие творческий потенциал работников предприятий и научных коллективов в области изобретательства и рационализаторства. В современных условиях разработка механизмов мобилизации интеллектуальных, творческих ресурсов предприятия и активизации их вовлечения в инновационный процесс является одним из важнейших приоритетов в стратегии модернизации и инновационного развития российской экономики.

Актуальным в этой связи является включение в систему управления предприятий отраслей промышленности, сферы обслуживания социального механизма администрирования1 модернизации, основным элементом которого являются рабочие группы модернизации - проблемно-целевые, производственные, мобильные, гибкие, постоянные и временные, самоуправляемые, исследовательские и внедренческие структуры, создаваемые на добровольных началах из числа рабочих, инженерно-технического персонала, сочетающих в себе процесс непрерывного обучения с отрывом и без отрыва от производства и творческого поиска в специально отведенное рабочее и нерабочее время.

В мировой практике сложились три вида типовых проблемно-целевых структур (рабочих групп модернизации), объединенных общими признаками, но имеющими свою специфику, целеполагание и модификацию. К ним можно отнести:

  • кружки качества;
  • группы рабочей инициативы;
  • малые инновационные коллективы.

Кружки качества2 - управленческая новация; структурный элемент комплексной системы управления качеством. Кружки качества используют в своей деятельности набор специальных инструментов: статистический контроль качества, анализ, диагностика, принятия решения и др.

За рубежом, в США, в корпорации Вестингауз кружки качества - часть программы «Твой вклад в эффективное снижение дефектов», в корпорации «Дженерал Моторс» кружки - часть программы «Качество трудовой жизни».

Второй вид проблемно-целевых структур, встроенных в систему управления предприятиями, - группы рабочей инициативы - целеполагание связывают с повышением производительности труда, качества продукции, экономии сырья и материалов через решение проблем модернизации технологий, организации труда и рабочих мест, улучшение использования

сырья и отходов производства, снижения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости изделий, информатизации, унификации, стандартизации технологических процессов, улучшения социально-бытовых условий, техники безопасности и производственного климата в трудовых коллективах и т.п.

Отечественные модификации данного вида проблемно-целевых структур в различные исторические периоды: кружки научной организации труда (НОТ); школы передового опыта, школы коммунистического труда; школы социалистического хозяйствования; кружки совершенствования производства и т.п.

 

К зарубежным аналогам данной модификации проблемно-целевых структур можно отнести «кружки Фольксваген» в Германии, «программы развития

Список литературы

1. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности // Проблемы теории и практики управления, №1,2001;

2. Чичероеа Е.Ю. Управление развитием наукоемких производств в России: Монография. - М.: КНОРУС, 2004.

3. Хлынов В.Н. Японские «секреты» управления персоналом. М.: «Восточная литература» РАН, 1995

4. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. - М.: СОЛОН-ПРЕСС,2008.-160 с.

5. Charles Prather "Keeping Innovation Alive After the Consultants Leave" Research -Technology Management, September - October 2000.

6. Hamel G. 2002. Leading the Revolution, Revised Edition. Boston, Massachusetts: Harvard Business School Press.

7. Robert Tucker "Driving Growth Through Innovation", Berrett-Koehler Publishers, 2002 8.Yankelovich D. The Work Ethic Is Under-Employed.//Psychology Today, May, 1982.-P. 5-6,8.

8. http://ru.wikipedia.org/

9. http://quality.eup.ru/MATERIALY/propoved.htm

10. http://www.hbr-russia.ru/- Журнал «Harvard Business Review»

11. http://www.gazprom.ru/articles/article26044.shtml

12. http://www.cfm.ru/management/iso9000/tqm/tvpesofcomands.shtml

13. http://www.plproject.ru/ part08-05.php - социально-экономическое значение интеллектуальных ресурсов при переходе к инновационному типу развития.

14. http://www.aksionbkg.com/library/ - значение интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике (АксионБКГ. Управленческий консалтинг).

15. http://www.fasie.ru - сайт Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

16. http://www.rfbr.ru - сайт Российского фонда фундаментальных исследований.

17. http://www.opec.ru

18. http ://m-economy.ru/- сайт журнала «Проблемы современной экономики».

19. http ://www. creativeconomy.ru/- сайт журнала «Креативная экономика».

Войти или Создать
* Забыли пароль?