Выборгский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Кафедра таможенного дела Выборгского филиала, Профессор)
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье дана оценка характеристик инспекционно-досмотровых комплексов, выпускаемых отечественными производителями, в рамках построения концептуальной модели интеллектуального пункта пропуска в целях совершенствования механизма пограничного и таможенного администрирования в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В работе предложены критерии оценки эффективности производимых в России потоковых инспекционно-досмотровых комплексов, мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности производителей.
Таможенный контроль, объекты таможенного контроля, потоковые инспекционно-досмотровые комплексы, интеллектуальный пункта пропуска, конкурентоспособность, искусственный интеллект, проникающая способность
Компании по производству инспекционно-досмотровых комплексов (далее – ИДК, комплекс), выступающие на отечественном рынке активно продвигают свою продукцию как в России, так и за рубежом. Однако отсутствие достаточного количества производителей на рынке ИДК
не удовлетворяет растущих потребностей государственных контрольных органов (далее – ГКО) в досмотровой технике, используемой в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска). Растущая потребность ГКО в высокотехнологическом аппаратном и программном обеспечении рентгеновского оборудования во многом предопределена Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года[1], Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года[2] и Основами пограничной политики [3].
Существует противоречие между существующим и необходимым уровнем развития производства портальных ИДК отечественными фирмами. С одной стороны – необходимость усиления таможенного и пограничного контроля на границе на фоне проводимой дестабилизирующей политики недружественными странами, с другой – медленные темпы производства современной инспекционно-досмотровой техники, в частности портального ИДК, на основе 100% оснащения его отечественными комплектующими.
В то же время, современное конкурентоспособное предприятие – это предприятие, активно использующее новые информационные технологии в организационной структуре. На всех управленческих уровнях имеется объективная необходимость расширять свои коммуникационные и информационные возможности за счет внедрения современных информационных технологий.
Исследование конкурентов, а также условий конкуренции дает возможность выявить его преимущества и недостатки по отношению к другим производителям, представленными на рынке, создать перспективные концепции и сохранять конкурентные преимущества.
Конкурентоспособность является комплексной характеристикой и может быть выражена через набор элементов экономической безопасности, осуществляя оценку которых, можно определить положение, которое занимает хозяйствующий субъект на внутреннем и внешнем рынке [4]. В частности, в рамках проведения НИР необходимо определить положение, которое занимает ООО «ИЗБ.А» в линейке производителей ИДК.
Кроме того, в сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологии становится одной из важнейших для современной России. Основной целью импортозамещения в таможенных органах является устранение зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий [5].
Целью настоящего исследования является оценка перечня сведений портальных ИДК (характеристики, конкурентоспособность, методы контроля, производительность и т.д.) отечественных производителей на основании исходных данных и разработка архитектуры критериев оценки ПИДК на примере производителя ООО «ИЗБ.А», г. Санкт-Петербург в целях использования комплекса в матрице интеллектуального пункта пропуска (далее – ИПП).
В качестве объектов исследования в работе рассмотрены портальные ИДК, производимые ООО «Скатроник Системс», ООО «Диагностика-М»,
ООО «ИЗБ.А».
Информационной базой настоящего исследования послужили официальные методологические материалы Всемирной таможенной организации, Минтранса России, ФТС России, Пограничной службы
ФСБ России, сведения о производителях ИДК из открытых источников, презентационные материалы из средств массовой информации. Использован также практический опыт авторов по применению различных типов отечественных ИДК, а также результаты агрегации экспертных мнений представителей подразделений таможен, эксплуатирующих ИДК различных производителей.
Оценка характеристик ИДК, в том числе потоковых, посвящены работы таких авторов, как Афонин П.Н. [6-8], Башлы П.Н, Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. [9], Огородников С.А. [10].
Задачами настоящего исследования являются:
– определение набора показателей (исходных данных), осуществляя оценку которых, можно определить положение, занимаемое предприятием ООО «ИЗБ.А» на внутреннем и внешнем рынке;
– оценки критериев, позволяющих использовать ИДК производства ООО «ИЗБ.А», в матрице интеллектуального пункта пропуска.
В целях исследования указанного противоречия, решения вытекающих задач на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (далее –«ЛЭТИ») выполняются мероприятия научно-исследовательского характера, позволяющих дать оценку ИДК отечественных производителей на основании исходных данных.
Ниже перечисленный перечень характеристик портальных ИДК позволяет судить о внушительности и разнообразности по структуре и характеристикам парка производимых отечественных ИДК, что с позиции развития импортозамещения в России, обладает положительной полезностью.
Являясь по своей сути потоковыми технологиями таможенного контроля, ИДК на сегодняшний день предполагают для своего использования наличие оператора, обеспечивающего распознавание и анализа образов на получаемых рентгеноскопических изображениях.
В то же время цифровая трансформация в России, в том числе во всех отраслях производства, работе ГКО предполагает изменение бизнес-моделей компаний с использованием цифровых инструментов (платформ), создающих дополнительную ценность продукту или новый продукт. Максимально полное раскрытие потенциала цифровых технологий через их использование во всем периметре бизнеса – процессах, продуктах и сервисах, подходах к принятию решений.
Таблица 1
Исходные данные портальных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) производителей:
ООО «Скантроник Системс», ООО «Диагностика-М», ООО «ИСБ.А»
№ |
Параметры
|
Скантроник Системс |
Диагностика-М |
ИСБ.А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Линейка производимых ИДК: -портальные, стационарные, мобильные, легковозводимые |
Да
|
Да |
Да |
-автомобильные, железнодорожные
|
Да |
Только авто |
Только авто |
|
2 |
Возможность сканирования транспортного средства с водителем |
Да
|
Да |
Да |
3 |
Наличие учебной базы для обучения ГКО, тренажеров |
Да
|
Нет |
Да |
|
Основные характеристики |
|||
1 |
Пропускная способность, АТС в час |
до 120 |
до 120 |
до 150 |
2 |
Скорость движения АТС через портал, км/ч |
от 7 до 15 |
от 5 до 10 |
от 7 до 15 |
3 |
Доля использования отечественных комплектующих,% |
90 |
не менее 90 |
более 85 |
4 |
Оснащение системой (одноракурсное / двухракурсное сканирование) |
одноракурсная система
двухракурсная система возможна по требованию заказчика |
одноракурсная система двухракурсная система |
одноракурсная система |
5 |
Потребляемая мощность, кВА |
одноракурсная система (35) двухракурсная система по требованию заказчика (60) |
одноракурсная система (18) |
одноракурсная система (не более 25) |
6 |
Проникающая способность по стали |
До 320 мм |
Не менее 320 мм |
Не менее 320 мм |
7 |
Используемый источник излучения |
Линейный ускоритель |
Бетатрон |
Бетатрон (7,5 МэВ или 9,0 МэВ) |
8 |
Программное обеспечение от производителя (российское/иностранное) |
Внесено в реестр российского
|
Внесено в реестр российского ПО Минкомсвязи |
РФ |
9 |
Распознавание групп материалов (органические, неорганические, металлы, тяжелые металлы) |
4 |
4 |
4 |
10 |
Возможность интеграции в единое информационное пространство пункта пропуска (оператора пункта пропуска) |
Да |
Да |
Да |
11 |
Наличие системы управления движением (светофоры, шлагбаумы)
|
Да |
Да |
Да |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Возможность наращивания дополнительных опций: |
Да - системы досмотра днища ТС; - системы считывания ГРЗ транспортных средств; -оценка веса всего груза или его части; -радиационного контроля. |
Да -системы досмотра днища ТС; -системы считывания ГРЗ транспортных средств; -радиационного контроля. |
Да - системы досмотра днища ТС; -системы считывания ГРЗ транспортных средств; -весовое оборудование на базе лазерных технологий и/или стандартного тензометрического оборудования; -систем технического зрения определения объема сыпучих грузов и объема лесо-/пиломатериалов; -система идентификации личности человека и проверки документов. |
13 |
Период эксплуатации (при условии сервисного обслуживания), лет |
10 |
10 |
10 |
14 |
Скорость замены критически значимых подсистем |
24 часа |
24 часа (при наличии ЗИП) |
24 часа (при наличии ЗИП) |
15 |
Производственная мощность, ед. в год |
15-20 |
до 20 |
10 |
16 |
Наличие системы удаленного обслуживания 24/7 на основе чат-бота |
Да |
Да на основе телеметрии |
Да на основе телеметрии |
17 |
Наличие обучающего комплекса
|
Нет |
Нет |
Да |
18 |
Наличие программного обеспечения для отображения объектов на рентгенографическом изображении |
Нет |
Нет |
В разработке |
19 |
Наличие системы автоматического распознавания номерных знаков АТС (собственного производства) |
Нет |
Нет |
Да |
20 |
Наличие методики |
Нет |
Нет |
В разработке |
21 |
Срок изготовления изделия, месяцев |
10 |
6 |
7 |
22 |
Наличие системы автоматического анализа грузов |
Нет |
Нет |
Нет |
23 |
Возможность внедрения элементов искусственного интеллекта |
Да |
В стадии разработки |
Да |
До настоящего времени требования ГКО к производителям ИДК зачастую ограничивались несколькими параметрами, в основном такими как: скорость прохождения транспортного средства через рабочую зону, четкость распознавания снимка, проникающая способность по стали, обнаружение по проволоке.
Оценка, проведенная в рамках исследования, позволяет говорить о необходимости поднятия степени развития ИДК, поставляемых производителями, до уровня «интеллектуальных систем». При этом установлено, что:
– методы искусственного интеллекта (ИИ) становятся основным вектором развития технологических производств;
– исключение рутинных (повторяющихся) производственных операций в системах контроля, использование автономного интеллектуального оборудования и робототехнических комплексов, возможно уже на этапе производства ИДК;
– необходимо применение двухракурсного сканирования в целях качественного анализа изображения. Конструкции же большинства современных ИДК не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных ИДК предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается [9].
Особое место в анализе рентгеноскопических изображений, полученных с применением ИДК, занимают грузы, следующие насыпью, лесоматериалы, наливные грузы. Помимо поиска сокрытых вложений для данных видов товаров существует необходимость оценки их количественных характеристик. Так оценка веса объектов контроля позволяют значительно повысить эффективность таможенного контроля товаров, перемещаемых через пункты пропуска.
Применение сложных человеко-машинных систем в условиях смещения подходов к анализу сведений, полученных в результате сканирования товаров и транспортных средств необходимо расширять за счет оснащения ИДК устройствами, позволяющими осуществлять интеллектуальный контроль товаров и транспортных средств на этапе сканирования. Высокотехнологическое аппаратное и программное обеспечение рентгеновского оборудования позволит существенно увеличить функциональность и качество досмотровых мероприятий, а также достигнуть высокой селективности поиска запрещенных объектов.
Графическая интерпретация исходных данных приведена в многоугольнике конкурентоспособности, в котором графически представлено расхождение позиции ООО «ИЗБ.А» по отношению к его основным конкурентам (рис. 2).
Рис.2 Многоугольник конкурентоспособности ООО «ИЗБ.А» по отношению к его конкурентам
Исследование характеристик поставляемых производителями изделий и процесса эффективности их использования таможенными и пограничными органами определило основные направления модернизации ИДК, производимых ООО «ИЗБ.А».
Основные критерии по модернизации ИДК определяют перечень мероприятий, позволяющих обеспечить конкурентоспособность отечественных предприятий-производителей ИДК, в том числе производителя ООО «ИЗБ.А».
Таблица № 2
Основной перечень мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия ООО «ИЗБ.А»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Описание предполагаемого критерия |
Объект |
Ожидаемый эффект от реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Совершенствование системы управления контролем въезда (выезда) из рабочей зоны |
Использование сенсорных технологий |
Конструктив |
- уменьшение сроков проведения сканирования грузов и транспортных средств; -увеличение пропускной способности пунктов пропуска; |
2 |
Снижение издержек за счет 100% внедрения комплектующих отечественных производителей
|
Доработка функционалов |
Конструктив |
-уменьшение себестоимости продукции; - выполнение норм национального права (Федеральный закон от 05.04.2013 |
3 |
Расширение линейки производимого оборудования как по виду обслуживаемого транспорта, так и по типу ИДК
|
Линейка производимых ИДК: -портальные, -стационарные, -мобильные, -легковозводимые. -автомобильные, -железнодорожные |
Модельный ряд |
-Повышение конкурентоспособности -увеличение доли поставок, продукции на зарубежный рынок. |
4 |
Наращивание дополнительных опций комплекса |
внедрение систем: - технического зрения определения объема сыпучих грузов, - идентификации личности человека и проверки документов
|
Конструктив |
- повышение качества сканирования, - уменьшение сроков проведения сканирования грузов и транспортных средств |
5 |
Повышение эффективности рекламной кампании в |
Проведение PR-кампаний комплексного характера: -СМИ, -экоплощадки, -социальные медиа: -научно-практические конференции |
Медиа-среда |
-повышение мотивации потенциальных заказчиков ИДК; -привлечение представителей компаний цифровой экономики в качестве потенциальных покупателей изделия и программного средства; - повышение доверия к результатам сканирования у представителей ГКО; - привлечение обучающихся в ЛЭТИ; -повышение рейтинга ООО «ИЗБ.А» в линейке производителей ИДК. |
6 |
Создание и внедрение в пунктах пропуска экосистемы |
Использование систем энергообеспечения на основе возобновляемых источников энергии и технологий, гибридных энергоустановок, разработанных ЛЭТИ |
Конструктив |
- уменьшение затрат электроэнергии, |
7 |
Интеграция в ЕАИС таможенных органов и информационное пространство пункта пропуска |
Доработка используемого программного средства в части приема-передачи информации из ПС ИДК в КПС «АПП» |
IT-технологии |
- уменьшение сроков проведения сканирования грузов и транспортных средств за счет получения предварительной информации; - создание обобщенной базы данных нарушителей государственной границы РФ; - применение системы таможенных и иных рисков на этапе сканирования. |
Рис. 3 Архитектура критериев оценки ПИДК в целях использования в матрице интеллектуального пункта пропуска
Из рисунка 3 следует, что эффективность применения ПИДК напрямую зависит от его степени насыщения «интеллектуальными» опциями.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод об ИДК, производимых ООО «ИЗБ.А», как о вполне конкурентоспособном предприятии, позволяющем занять достойное место в линейке фирм-производителей ИДК, устранив тем самым зависимость отечественного рынка от зарубежных аналогов технических средств таможенного контроля, а также использования ИДК (ООО «ИЗБ.А»), в качестве элемента интеллектуальной модели пункта пропуска.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
2. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2018 № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации».
4. Суглобов А.Е., Хмелев С.А. Методологические аспекты организации комплексной учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия// Вестник Московского университета МВД России. 2011/ № 6.
5. Приказ ФТС России от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года».
6. Афонин П.Н., Табаков А.В. Опыт применения инспекционно-досмотровых комплексов для выявления и пресечения контрабанды наркотиков: к вопросу о необходимости автоматизации распознавания рентгеноскопических изображений // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 16-20.
7. Афонин, П.Н., Киселева Е.В. Применение структурно-семантической модели эвристического анализа для формирования модели «интеллектуального» пункта пропуска/ Бюллетень инновационных технологий. – 2019.– БИТ 2021 Том 5 № 2(18). – С.71-74.
8. Афонин П.Н., Самойленко О.Р. Применение методики категорирования товаров с учетом уровня сложности объекта таможенного контроля // В сборнике: Таможенные чтения – 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х т..Санкт-Петербург, 2020. С. 30-36.
9. Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Об импортозамещении инспекционно-досмотровых комплексов таможенных органов // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 15-19.
10. Огородников С. А., Симочко С. В., Малышенко Ю. В. Импортозамещение: Первый российский железнодорожный инспекционно-досмотровый комплекс» // Вестник российской таможенной академии. –2016. – № 2.