В статье раскрыт потенциал фасилитативной педагогики на материале управления самостоятельной работой студентов в вузе. Показаны направления реализации фасилитативного воздействия преподавателя, позволяющие осуществить перевод самостоятельной деятельности студентов от тьюторского сопровождения к контролируемой самостоятельной работе и затем к самоконтролю с использованием балльно-рейтинговой системы оценок.
фасилитация, воздействие, самостоятельная работа студентов, управление самостоятельной работой.
Учебная деятельность как объект многолетних исследований определена структурно и функционально как система действий по познанию окружающего мира субъектом посредством реализации внешних материальных преобразующих действий и внутренних мыслительных операций. Высшей формой учебной деятельности в дидактике выделяют самостоятельную учебную деятельность. Самостоятельную работу, вслед за И.А. Зимней, мы рассматриваем, с одной стороны, как следствие гибко управляемой учебной деятельности, а с другой – как результат присвоенной студентом программы по овладению профессиональными компетенциями. Являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности направлена на формирование профессиональных компетенций и овладение продуктивными навыками самостоятельности для поддержания и совершенствования достигнутого в вузе уровня компетентности педагога (И.И. Субботина).
Внедрение стандартов нового поколения в высшем образовании предусматривает перенос смысловой нагрузки в обучении на самостоятельную деятельность студентов. Неподготовленность субъекта ковсе увеличивающейся самостоятельной нагрузке приводит к отрицательным результатам обучения и снижает качество профессиональной подготовки в целом.
Под самостоятельной учебной работой понимается тип самостоятельной творческой деятельности обучающегося, включенной в профессиональный контекст и направленной на создание личностно значимого образовательного продукта, реализующего когнитивный и креативный потенциалы студента, его самоопределение и саморазвитие в образовательной среде. Под продуктивностью самостоятельной учебной работы обучающегося мы понимаем показатель качества его самостоятельности – произвольной самостоятельности, проявляющейся в самоуправлении, принятии целей в процессе самовоздействия и переводе их во внутренний план, подборе способов их достижения, самооценке результатов (И.И. Субботина).
1. Рабаданова Р.С. Динамическое построение образовательного процесса вуза (по гуманитарным направлениям): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010.
2. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика: Учеб. пособие. Барнаул: Азбука, 2011.
3. Субботина И.И. Формирование продуктивной учебной деятельности студента/курсанта (комплексный подход) // Вестник университета Российской академии образования. 2008. № 2. С. 102–105.