Анализ педагогических технологий, которые способствуют организации с дальнейшей самоорганизацией познавательной деятельности студентов, показал, что портфолио является такой педагогической технологией, которая способствует развитию исследовательских навыков у студентов вуза, так как вовлекает в процесс поиска, формирует умения пользоваться наукой для осмысления и совершенствования будущей практической деятельности.
подготовка кадров, портфолио, современная педагогическая технология, привлечение к науке, исследовательские навыки, учебно-познавательные приёмы, оценка студентов.
Условия развития современной России предъявляют особые требования к подготовке кадров. Образование, которое отвечает этому требованию, может вывести нашу страну на новый уровень экономического и научно-технического развития. Система высшего образования способствует развитию и формированию исследовательских умений и навыков у студентов, так как в организациях высшего образования совместно с предприятиями разрабатываются и воплощаются в жизнь инновации и технологические достижения.
Одной из особенностей высшего образования является привлечение молодежи к науке, где создаются условия для развития творчески активной личности, которая может реализовать в профессиональной деятельности исследовательские функции и заниматься научной работой.
Необходимо организовать совместный образовательный процесс, чтобы у обучающихся на разных ступенях образования не только формировались конкретные знания, умения, навыки и компетенции, но и развивались индивидуальные качества личности, которые позволят им достаточно эффективно осваивать новое содержание образования, деятельности, новую профессию. То есть совместными усилиями, представители системы образования должны закладывать основу для дальнейшего саморазвития в области исследовательской деятельности.
Одна из проблем преподавания в высшей школе заключается в том, что студенты в рамках многих дисциплин впервые знакомятся с дисциплиной как наукой, например педагогика или психология. Таким образом, они впервые воспринимают теоретико-психологические знания в системе. Данный процесс для студентов является чрезвычайно сложным, поскольку для адекватного понимания и оперирования получаемой информацией им необходимо, во-первых, овладеть категориально-понятийным аппаратом науки, во-вторых, понять сущность педагогических или психологических явлений, которые по своей природе феноменологичны, в-третьих, увидеть высокую практическую значимость знаний в своей профессиональной деятельности. Это обусловливает необходимость оптимизации восприятия студентами информации, применения методов, способствующих формированию заинтересованного отношения студентов к изучаемому курсу.
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006.
2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Нижний Новгород, 2007.
3. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Методы развития творческого потенциала студентов юридических факультетов на занятиях по юридической психологии (из опыта работы) // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 79–83.
4. Сепиашвили Е.Н. Формирование управленческой компетенции у студентов экономических специальностей ссуза: Монография. М., 2012.